Взаимодействие страхователя с Фондом
социального страхования Российской Федерации
социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством (ВниМ)
Страхователь:
Представляет в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
Подает заявление в ФСС РФ на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов по ВНиМ (деньги) за период до 31.12.2016;
Подает заявление в ФСС РФ на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ;
Имеет право при необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить Акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016;
Осуществляет уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 на действующий код бюджетной классификации (КБК) - 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году;
С 01.01.2017 производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году на новый КБК, открытый ФНС России с 1 января 2017 года;
Обжалует решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а также решения, принятые по результатам проверок до 31.12.2016.
Осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года, а именно проводит камеральные проверки расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года и выездные проверки за периоды до 2016 года;
Проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
Направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки;
Рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ.
Обращаем внимание!
Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС России.
Решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за периоды до 01.01.2017;
Решения о доначислении по результатам камеральной проверки уточненных расчетов, представленных в территориальные органы Фонда за период до 01.01.2017;
Решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов выездной проверки за периоды до 01.01.2017;
Решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) суммах страховых взносов.
II. Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России
по страховым взносам на обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством (ВниМ) по правоотношениям,
Страхователь:
Представляет в ФНС России расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (подпункт 1 пункта 1 статьи 419, пункт 7 статьи 431 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России;
Производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России на новый КБК, открытый ФНС России с 1 января 2017 года;
Подает заявление в ФНС России на возврат переплаты страховых взносов (деньгами);
Проводит сверку расчетов с ФНС России по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательствам, возникшим с 01.01.2017;
Обжалует решения, вынесенные ФНС России по результатам камеральной (выездной) проверки по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;
Подает в ФСС РФ заявление, в том числе в межотчетный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения;
Обжалует в ФСС РФ решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Проводит камеральные проверки расходов по ВНиМ:
1) по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;
2) на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС России;
Проводит внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
Проводит совместно с ФНС РФ плановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
Рассматривает жалобы страхователей на акты проверок правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ.
Обращаем внимание!
Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся с 01.01.2017, по результатам камеральных и выездных проверок в связи с непринятием к зачету расходов будет проводить ФНС России.
ФСС РФ направляет в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия:
Информацию о подтверждении заявленных страхователем расходов (заявление страхователя);
Решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за текущие периоды (по субъектам Российской Федерации, в которых не реализован механизм прямых выплат).
ФНС России:
Осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, с 1 января 2017 года, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно проводит камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС России и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС РФ;
Проводит сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017;
Выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;
Рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
ФНС России направляет в ФСС РФ в рамках межведомственного взаимодействия:
Информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНиМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы);
Решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов;
Информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам по основаниям, возникшим после 01.01.2017.
Несмотря на то, что функции администрирования страховых взносов, в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, переданы налоговым органам, возмещением расходов на обязательное социальное страхование занимаются территориальные органы ФСС. В статье напомним, какие регионы участвуют в 2017 году в пилотном проекте, а также расскажем о взаимодействии организаций с территориальными органами ФСС при наступлении страхового случая. Кроме того, обозначим особенности заполнения расчета по форме 4-ФСС в рамках пилотного проекта.
В начале напомним, что в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 (далее – Постановление № 294) установлены:
В соответствии с п. 2 Постановления № 294 в реализации пилотного проекта принимают участие:
Карачаево-Черкесская Республика Нижегородская область |
|
Астраханская область Курганская область Новгородская область Новосибирская область Тамбовская область Хабаровский край |
|
Республика Крым г. Севастополь |
|
Республика Татарстан Белгородская область Ростовская область Самарская область |
|
Республика Мордовия Брянская область Калининградская область Калужская область Липецкая область Ульяновская область |
|
Республика Адыгея Республика Алтай Республика Бурятия Республика Калмыкия Алтайский край Приморский край Амурская область |
|
Вологодская область Магаданская область Омская область Орловская область Томская область Еврейская автономная область |
|
Республика Саха (Якутия) Забайкальский край Владимирская область Волгоградская область Воронежская область Ивановская область Кемеровская область Кировская область Костромская область Курская область Рязанская область Смоленская область Тверская область |
|
Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Карелия Республика Коми Республика Северная Осетия – Алания Республика Хакасия Кабардино-Балкарская Республика Удмуртская Республика Чеченская Республика Чувашская Республика Архангельская область Тульская область Ярославская область |
Итак, участниками пилотного проекта не признаются:
Отметим, что особенностью участия в реализации пилотного проекта является то, что территориальные органы ФСС исчисляют и выплачивают пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством напрямую работающим гражданам (на лицевой счет в банке или по почте). К таким пособиям относятся:
Работодателю-страхователю территориальный орган ФСС в рамках пилотного проекта возмещает только произведенные им расходы:
Работник. Застрахованное лицо должно обратиться к своему работодателю при наступлении страхового случая. Оно представляет:
К сведению:
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами №255-ФЗ и 81-ФЗ .
Приведем перечень документов, которые работник должен подать работодателю.
Пособие по временной нетрудоспособности |
Листок нетрудоспособности |
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием |
Листок нетрудоспособности, акт о несчастном случае на производстве либо акт о случае профессионального заболевания (или копия материалов расследования – в случае продолжения расследования) |
Пособие по беременности и родам |
Листок нетрудоспособности |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
Справка из медицинского учреждения о постановке на учет в ранние сроки беременности |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
Справка о рождении ребенка, справка с места работы (с места службы, из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка) другого родителя о том, что пособие ему не назначалось, копия решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью) – для лиц, заменяющих родителей |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), справка с места работы (с места службы, из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка) другого родителя о том, что пособие ему не назначалось, другие документы, установленные п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н |
Обратите внимание:
Сотрудник – застрахованное лицо напрямую обращается в территориальный орган ФСС в случае прекращения страхователем (работодателем) деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического места нахождения на день обращения застрахованного за пособием. При этом он также должен представить заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего пособия.
Работодатель. Страхователь обязан в течение пяти календарных дней со дня представления работником заявления и документов передать в территориальный орган ФСС по месту регистрации поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявления и документов по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ № 335.
К сведению:
Аналогичные сроки установлены в случае представления застрахованным лицом заявления о перерасчете и справки (справок) о сумме заработка.
Кроме того, страхователь обязан в трехдневный срок направить в территориальный орган ФСС уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае:
Также работодателю необходимо помнить следующее. Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых эта численность превышает названный предел, представляют сведения, требуемые для назначения и выплаты соответствующего пособия, в электронной форме по форматам, установленным ФСС. Формы реестров сведений и порядок их заполнения также утверждаются ФСС. В таком же виде сведения могут передавать организации, у которых среднесписочная численность физических лиц составляет менее 25 человек.
Территориальный орган ФСС. После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего пособия, либо реестра сведений территориальный орган ФСС в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия. Выплата застрахованному лицу пособия осуществляется территориальным органом ФСС путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего пособия.
К сведению:
В аналогичном порядке осуществляется первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Последующая выплата пособия застрахованному лицу производится территориальным органом ФСС с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие.
Кроме того, если в территориальный орган ФСС страхователь представил не все документы, сотрудники фонда в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляют (вручают) ему извещение о необходимости направить недостающие документы или сведения. Форма такого извещения также установлена Приказом ФСС РФ № 335. Далее страхователь (работодатель) должен представить недостающие документы или сведения в фонд в течение пяти рабочих дней с даты получения извещения, если оно направлено заказным письмом. При этом извещение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма. Страхователь подтверждает в электронной форме получение извещения в течение одного рабочего дня со дня его получения. При отсутствии подтверждения получения извещения территориальный орган ФСС за три рабочих дня со дня истечения срока, установленного для подтверждения получения, направляет страхователю такое извещение заказным письмом.
Известно, что начиная с I квартала 2017 года применяется новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС). Данная форма утверждена Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381. Это связано с тем, что администрирование страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передано налоговому органу.
28.04.2017 вступил в силу Приказ ФСС РФ № 114 , которым утверждены Особенности заполнения расчета по форме 4-ФСС страхователями, зарегистрированными в территориальных органах ФСС, находящихся на территории субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта (далее – Особенности № 114).
Согласно п. 2 Особенностей № 114 страхователи, которые уже участвуют в реализации пилотного проекта:
К сведению:
Пункт 2 Особенностей № 114 необходимо применять при заполнении расчета по форме 4-ФСС начиная с I квартала 2017 года.
Согласно п. 3 Особенностей № 114 страхователи, которые присоединятся к реализации пилотного проекта с 01.07.2017:
К сведению:
Положения п. 3 Особенностей № 114 необходимо применять при заполнении расчета по форме 4-ФСС начиная с расчета за девять месяцев года присоединения субъекта РФ к пилотному проекту.
В заключение еще раз отметим, что особенностью реализации пилотного проекта является то, что застрахованное лицо напрямую получает пособие из территориального органа ФСС, но заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, представляет работодателю по месту работы (службы). Организации, в свою очередь, необходимо помнить про особенности заполнения расчета по форме 4-ФСС в рамках реализации пилотного проекта.
Приказ ФСС РФ от 17.09.2012 № 335 «Об утверждении форм документов, приме-няемых для выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации».
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях граж-данам, имеющим детей».
Приказ ФСС РФ от 28.03.2017 № 114 «Об утверждении особенностей заполнения страхователями, зарегистрированными в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), форма которого утверждена Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 381».
В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 приняты Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ и от 03.07.2016 № 250-ФЗ, в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам. В статье рассмотрим порядок взаимодействия страхователя, ФСС и ФНС в переходный период.
Налоговый кодекс дополнен новыми положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе в ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.
В Налоговой кодекс введена новая глава 34 «Страховые взносы», в которой установлены:
Кроме того, предусмотрена возможность зачета расходов, произведенных плательщиками страховых взносов, на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов (п. 2 ст. 431 НК РФ). Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ действие п. 2 ст. 431 НК РФ ограничено до 31 декабря 2018 года включительно.
Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.2018 включительно.
Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу. Поэтому контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов будут осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
При этом за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ.
Проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС в порядке, установленном Федеральным законом № 125-ФЗ , на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС.
Межведомственный обмен информацией между ФСС и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П .
Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС.
В связи с тем, что страхователи переходят на уплату страховых взносов в соответствии с новым порядком, ФСС выпустил Информационное письмо «Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС РФ по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года», в котором разъяснил порядок действий страхователя в переходный период.
В силу приведенных указаний страхователи (бюджетные учреждения) должны:
Дополнительно в письме отмечено, что с 01.01.2017 страховые взносы будут уплачиваться в ФНС, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическое перечисление денежных средств будет осуществляться в 2017 году.
Полагаем, аналогичные действия (в части сверки расчетов и уплаты необходимых платежей и представления отчетности) следует выполнить в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Иными словами, отчетность по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год нужно представлять в порядке, действующем до 1 января 2017 года.
Напомним, что сроки подачи отчетности в ПФР и ФСС установлены п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ . Они зависят от способа представления отчета.
Направлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью обязаны страхователи, численность сотрудников которых превышает 25 человек.
До 01.01.2017 ФСС осуществляет свои контрольные функции:
1) контролирует счисление и уплату страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 посредством проведения камеральной проверки представленной отчетности по итогам 2016 года и выездных проверок. При этом при проведении контрольных процедур действует порядок, который был установлен Федеральным законом № 212-ФЗ;
2) проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года.
По итогам проведения контрольных мероприятий ФСС направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки, а также рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.
Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС.
Также ФСС будет направлять в ФНС в рамках межведомственного взаимодействия:
Взаимодействие страхователя с ФСС и ФНС с 01.01.2017
Действия страхователя с 01.01.2017 определяются положениями гл. 34 НК РФ, которая вступает в силу с указанной даты.
В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение года по итогам каждого календарного месяца страхователи исчисляют и уплачивают страховые взносы. Как и ранее, сумма страховых взносов за календарный месяц подлежит уплате не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ). Она перечисляется в рублях и копейках (п. 5 ст. 431 НК РФ). При этом в платежном поручении на перечисление указывается новый КБК, открытый ФНС с 1 января 2017 года.
В связи с тем, что уплата страховых взносов с 01.01.2017 будет осуществляться в ФНС, заявление на возврат переплаты следует подавать в налоговые органы.
В силу п. 7 ст. 431 НК РФ страхователи будут обязаны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:
– по месту нахождения организации;
– по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Отметим, что отчетность по страховым взносам будет подаваться по новым формам, которые заменят действующие в настоящее время расчеты по страховым взносам РСВ-1 и 4-ФСС. Форма, форматы и порядок представления расчетов по страховым взносам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В Письме ФНС РФ от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ «Об отчетности по страховым взносам» специалисты налогового ведомства разъяснили, что в новой отчетной форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, и сокращены лишние и дублирующие показатели.
В соответствии с подготовленным проектом расчет по страховым взносам включает:
Помимо расчета по страховым взносам, представляемого в налоговую инспекцию, страхователи, производящие выплату персоналу, работающему по трудовым договорам, должны будут подавать:
1) отчетность в ПФР в виде:
– ежемесячных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Срок представления сведений – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (в настоящее время – не позднее 10-го числа) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);
– отчета о стаже каждого работника, на вознаграждение которому начисляются страховые взносы (ежегодный отчет, который надо будет сдавать не позднее 1 марта года, следующего за отчетным) (пп. «в» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);
2) отчетность в ФСС в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на травматизм, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. В настоящее время ФСС подготовил проект новой отчетной формы, представляемой плательщиками страховых взносов на травматизм. Она практически дублирует разд. II действующей формы 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. На основании ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ отчетность представляется на бумажном носителе – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В форме электронного документа – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Напомним, что с 01.01.2017 ФНС:
– осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды в порядке, установленном НК РФ. Проводит камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС, и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС;
– проводит сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017;
– выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;
– рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
ФНС направляет в ФСС в рамках межведомственного взаимодействия:
– информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНиМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы);
– решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов;
– информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам по основаниям, возникшим после 01.01.2017.
1) камеральные проверки расходов на взносы по ВНиМ:
– по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;
– на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС;
2) проводит внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
3) проводит совместно с ФНС плановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
Кроме того, фонд рассматривает жалобы страхователей по актам проверок расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.
Кратко сформулируем основные выводы.
1. Начиная с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС. Как администратор доходов ФСН будет осуществлять контроль над правильностью начисления и уплаты страховых взносов в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
2. До 1 января 2017 года страхователи должны произвести сверку расчетов с ПФР, ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам. В случае необходимости –подать заявление о возврате переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ за период до 31.12.2016.
3. В наступившем 2017 году страхователи обязаны представить отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2016 год в ПФР и ФСС в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 212-ФЗ. Начиная с I квартала 2017 года отчетность по страховым взносам представляется в ФНС.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования РФ с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам РФ, утв. руководителями ФНС РФ и ФСС РФ 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Дата размещения статьи: 16.12.2016
С 1 января 2017 г. администратором страховых взносов станет Федеральная налоговая служба. В каком порядке следует вести расчеты с ФСС, в том числе по взносам, начисленным на декабрьскую зарплату? Немаловажно будет разобраться и с тем, как уточнять свои обязательства по "старым" взносам и производить сверку расчетов.
Пожалуй, изменение с начала 2017 г. порядка администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в ФСС, - самое громкое и широко обсуждаемое событие. Можно долго рассуждать о том, во благо или во вред страхователям обернется данное нововведение. Однако, собственно говоря, от этого уже мало что изменится. Поэтому необходимо в первую очередь разобраться, как безболезненно перейти на уплату взносов по новым правилам.
В настоящее время страхователи взаимодействуют с ФСС по двум видам соцстрахования:
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В обязанности страхователя входят своевременная уплата взносов и представление соответствующей отчетности. Вплоть до 31 декабря 2016 г. эти правила остаются неизменными:
- за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в ФСС представляется единый расчет по "больничным" и "несчастным" взносам (по форме 4 - ФСС, утв. Приказом ФСС от 26 февраля 2015 г. N 59);
- взносы как "больничные", так и "несчастные" уплачиваются в ФСС.
Также при необходимости с ФСС производится сверка расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. В ФСС подается и заявление на возврат переплаты взносов, перечисленных за период до 31 декабря 2016 г. Кроме того, в ФСС страхователи обращаются за возмещением расходов по выплате страхового обеспечения.
С 1 января 2017 г. ситуация кардинальным образом меняется. Закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, который до указанной даты регламентировал порядок уплаты взносов, в том числе на "больничное" страхование, утрачивает силу. Зато в Налоговый кодекс Законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ) включена новая гл. 34 "Страховые взносы". В ней установлены объект и база по страховым взносам, суммы, не подлежащие обложению взносами, тарифы, в том числе пониженные, единая форма и сроки представления отчетности, порядок и сроки уплаты страховых взносов. А Законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ внесены изменения в ряд законов, которые также связаны с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам.
В части, касающейся взаимодействия страхователей с ФСС, необходимо отметить следующие важные моменты.
Во-первых, за ФСС в полном объеме сохранились обязанности по администрированию взносов по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Поэтому и в 2017 г. уплачивать "несчастные" взносы и представлять по ним отчетность, как и прежде, нужно будет в ФСС. Изменится лишь форма отчетности, что связано с "исключением" из нее расчетов по "больничным" взносам. Новая форма 4 - ФСС утверждена Приказом ФСС от 26 сентября 2016 г. N 381.
Во-вторых, администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по "больничному" страхованию также сохраняется за ФСС. То есть контролировать уплату взносов будут налоговики, а проверять расходы на выплату страхового обеспечения по "больничному" страхованию, а также выносить решения о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения будет ФСС. То есть ФСС будет проводить камеральные проверки по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения, а также внеплановые выездные проверки (на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС) в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Таким образом, с 1 января 2017 г. страхователь должен:
- расчет по страховым взносам (за исключением "несчастных" взносов) представлять в ФНС. Делать это нужно не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК, п. 7 ст. 431 НК);
- взносы по "больничному" страхованию уплачивать в ФНС на новый КБК;
- заявление на возврат переплаты страховых взносов (деньгами) подавать в ФНС;
- сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на "больничное" страхование по обязательствам, возникшим с 1 января 2017 г., проводить с ФНС;
- заявление, в том числе в межотчетный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения подавать в ФСС;
- решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, обжаловать в ФСС.
"Переходные" положения
В связи с передачей администрирования "больничных" взносов "в руки" ФНС у страхователей возникают вопросы, как отчитываться по взносам за 2016 г., ведь дата сдачи годовой отчетности приходится на январь 2017 г.? Не менее актуальным является и вопрос о порядке уплаты взносов, начисленных на декабрьскую зарплату работников. В этой части ситуацию прояснил ФСС в Письме от 17 августа 2016 г. N 02-09-11/04-03-17282. Чиновники указали, что за 2016 г. отчитаться по взносам нужно по "старым" правилам. То есть расчет по форме 4 - ФСС, которая объединяет в себе расчеты по "больничному" и "несчастному" страхованию (утв. Приказом ФСС от 26 февраля 2015 г. N 59), нужно сдавать в свое отделение ФСС. "Уточненки" за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., также нужно сдавать в ФСС.
Что касается уплаты взносов с декабрьской зарплаты, то тут все зависит от того, когда они будут уплачены:
- до 31 декабря 2016 г. и "больничные" и "несчастные" взносы уплачиваются в ФСС;
- с 1 января 2017 г. взносы на "несчастное" страхование платить нужно в ФСС, а на "больничное" - в ФНС на новый КБК.
В завершение отметим еще один момент. На территориальные органы ФСС возлагается обязанность по передаче налоговикам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам на "больничное" страхование, образовавшихся на 1 января 2017 г. Взыскание этой недоимки будет проводить уже ФНС.
tigertime.ru - Бизнес. Заработок. Малый бизнес. Работа на дому. Программы