Правовое регулирование исполнения отбывания наказания. Понятие и правовое регулирование исполнения (отбывания) наказания. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью

По сути все наказания, поименованные в УК РФ, являются наказаниями, связанными с исправительным воздействием, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 43 указано, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Таким образом, наказание, связанное с исправительным воздействием - мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда в целях исправления осужденного. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Правовое регулирование исполнения наказаний - К-ия РФ, УК РФ, УИК РФ, УПК РФ и др. источники. 1. Конституция РФ : ст. 71 - уголовно-исполнительное законодательство в ведении РФ. 2. Международно-правовые акты : уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах общепризнанные принципы международного права о правах личности и гражданина и об обращении с осужденными. Международный договор РФ получает приоритет перед уголовно-исполнительным законодательством, если в нем установлены иные правила исполнения законодательства. Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (ООН, 1955), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (ООН, 1989), Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ООН, 1984). 3. УИК 1996 г. - основной закон, регулирующий исполнение всех видов уголовных наказаний. Ч. 1 ст. 2 УИК указывает, что УИ законодательство РФ состоит из УИК и других федеральных законов. 4. Иные ФЗ : Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 (в ред от 19.06.2007); ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21. 07.1997 (в ред. от 26.06.2007); ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997 (в ред. от 03.03.2007). 5. Указы Президента РФ «О реформировании УИС МВД РФ» от 8.10.1997, «О передаче УИС МВД РФ в ведение Минюста РФ» от 25.07.1998 г. (в ред. от 08.05.2005). 6. Постановления Правительства РФ — Положением об уголовно-исполнительных инспекциях 16.06.1997 (в ред. от 20.02.1999) определены задачи этих органов по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и права; Положением о дисциплинарной воинской части от 4.06.1997 определены задачи и функции указанных воинских подразделений. УИК РФ передал Правительству РФ полномочия принять такие нормативные акты как Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы от 11.04.2005, Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания от 6.02.2004 + Постановление о медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к отбыванию наказания в связи с болезнью от 6.02.2004; Постановление о порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания от 24.10.1997. 7. Ведомственные акты — УИК РФ предусмотрел принятие Минюстом и Минобороны самостоятельно или совместно с другими ведомствами нормативных правовых актов по вопросам организации исполнения наказаний — Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (приказ Минюста от 3.11.2005), Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (приказ Минобороны от 29.07.1997 в ред. от 04.09.2006), Положение об отряде осужденных исправительного учреждения (от 25.03.2003 в ред. приказа Минюста от 08.07.2003). 8. НПА суб РФ. 9. НПА органов МСУ. 10. Решения высших судов.

Лекция 3. Исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия

Уголовно-исполнительное право (2-й курс)

План:

  1. Понятие и правовое регулирование исполнения (отбывания) уголовных наказаний. Режим исполнения (отбывания) наказания и его функции
  2. Понятие и правовое регулирование применения к осужденным средств исправления. Виды средств исправления осужденных
  3. Прогрессивная система исполнения наказаний

Исполнение наказания – урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения кары и применения к осужденным средств исправления.

Кара представляет собой комплекс лишений или ограничений прав, свобод и законных интересов осужденного.

УИК РФ называет несколько оснований исполнения наказаний и применения иных средств уголовно-правового характера (ст.7):

1) Обвинительный приговор суда либо изменяющие его определения или постановления суда, вступившие в законную силу.

2) Акт помилования или акт об амнистии

В уголовно-исполнительном законодательстве наряду с термином «исполнение» употребляется также термин «отбывание» наказаний (например, ч.2 ст.1, ч.2 ст.2, ч.2 ст.9 и др. УИК РФ). В связи с этим возникает вопрос: имеется ли разница между указанными терминами, учитывая, что они оба используются для обозначения процесса реализации соответствующих мер принуждения?

Действительно, такое отличие имеется. Однако заключается оно не в разнице содержания, а в адресатах. Термин «исполнение» наказания обращен к органам и учреждениям, исполняющим наказание. Последние, исполняя наказание, обязаны обеспечивать реализацию всего комплекса правоограничений, составляющих содержание данного вида наказания. В свою очередь, термин «отбывание» адресован осужденным, что подразумевает необходимость выполнения ими соответствующих обязанностей, соблюдение применяемых к ним правоограничений и т.п.

Принудительное воздействие реализуется комплексно, путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных отбыванием конкретного вида наказания. Таким образом, карательное воздействие присуще всем наказаниям, однако его объем определяется видом исполняемого (отбываемого) наказания.

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем применяемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномочия администрации учреждений по их осуществлению реализуются в режиме. Согласно ч.2 ст.9 УИК РФ режим – установленный порядок исполнения (отбывания) наказания.

Понятие режима применительно ко всем видам наказания впервые дано в указанной норме УИК РФ. В ИТК РСФСР (ст. …) этот термин употреблялся только применительно к лишению свободы. И хотя термин «режим» в настоящее непосредственно не применяется законодателем в отношении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, все же можно утверждать, что его использование возможно и в таком случае, поскольку законом определяются порядок и условия отбывания таких наказаний (например, ст.39, 40 УИК РФ – порядок и условия исполнения исправительных работ).



1) является одним из основных средств исправления осужденных (ч.2 ст.9 УИК РФ);

2) создает условия для применения иных средств исправления осужденных (ч.2 ст.82 УИК РФ);

3) определяет внутренний распорядок учреждений, исполняющих наказания (содержит требования по обеспечению правопорядка на территории соответствующих учреждений, соблюдению обязанностей осужденными, администрацией и иными лицами, находящимися на территории учреждения, исполняющего наказание);

4) устанавливает правила поведения за пределами исправительного учреждения (например, ч.3 ст.121 УИК РФ регламентирует порядок и условия проживания осужденных за пределами исправительной колонии);

5) регламентирует обязанности, не связанные с правоограничениями (например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста РФ от 03.11.2005 №205, устанавливают обязанности осужденных бережно относиться к имуществу исправительного учреждения, добросовестно относиться к труду и учебе, быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом исправительного учреждения и пр.).

Выделяют следующие функции режима:

1) Карательная – реализуется путем установления системы правоограничений, применяемых к осужденным в процессе отбывания наказания. Роль указанной функции не стоит переоценивать, поскольку правоограничения, кара, применяемая к осужденным, лишь создают предпосылки для организации процесса исправления.

2) Обеспечивающая – заключается в том, что режим создает условия применения иных средств исправления осужденных: правила режима устанавливают порядок привлечения осужденных к труду и организации их труда, порядок проведения воспитательных мероприятий, получения образования и т.п.

3) Исправительная – реализуется путем применения в рамках режима мер, стимулирующих правопослушное поведение осужденных (меры поощрения и меры взыскания);

4) Социального контроля (предупредительная) – осуществляется путем регламентации поведения осужденных и установления надзора за ними. Целью этой функции является предупреждение противоправного поведения осужденных.

2. Понятие и правовое регулирование применения к осужденным средств исправления. Виды средств исправления осужденных

Понятие исправления осужденных закреплено в ч.1 ст.9 УИК РФ, где под исправлением понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основные средства исправления осужденных названы в ч.2 ст.9 УИК РФ, согласно которой к таковым относятся: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), 2) воспитательная работа, 3) общественно полезный труд, 4) получение общего образования, 5) профессиональная подготовка, 6) общественное воздействие.

1) Режим – как уже говорилось, он представляет собой порядок и условия исполнения и отбывания наказания. Таким образом, предусмотренные режимом требования к поведению осужденного дисциплинируют последнего, оказывая тем самым исправительное воздействие.

2) Воспитательная работа является необходимым условием исправления осужденных. Она включает в себя обширный набор разнообразных средств и методов их применения. В этом отношении непосредственную помощь персоналу может оказать знание основных положений исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. Известно, что при достижении цели исправления осужденных следует применять не одно какое-либо воспитательное средство (сколь бы действенным оно не представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых. В указанной системе мероприятий свое место находит сегодня и религиозное просвещение, в том числе и среди осужденных.

3) Общественно полезный труд в силу своих значительных воспитательных возможностей воздействия на личность выступает важнейшим средством и исправления осужденных. В советский период уголовно-исполнительное законодательство признавало труд основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных, о чем свидетельствовало и название соответствующей отрасли права – исправительно-трудовое (см. вопрос 1 лекции 1). Сейчас в уголовно-исполнительной политике и законодательстве акцент смещен с трудового аспекта на уголовно-исполнительный. Вместе с тем труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний. Например, согласно ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Условия труда осужденных регулируются в своей основе законодательством о труде.

4) Получение общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством исправления осужденных. Особенно важным это представляется для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно-педагогическом процессе, имеющем исключительно высокую воспитательную направленность. Так, ч.1 ст.108 УИК РФ устанавливает, что в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. А ч.3 указанной статьи при этом устанавливает, что отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

5) Общественное воздействие как средство исправления осужденных в России применяется давно. Здесь также накоплен достаточно богатый опыт. В качестве примера можно привести опыт работы наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, которые не только осуществляют общественный контроль за порядком исполнения и отбывания наказаний, но и сами участвуют во многих воспитательных мероприятиях с осужденными. Получили развитие различного рода научно-методические, методические советы, организуемые в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, в аппаратах управления ими, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации и даже на федеральном уровне. В настоящее время вновь возрождаются попечительские советы; в частности, они организуются при воспитательных колониях. Встречаются также советы родственников осужденных и родительские собрания; в ряде мест они не только себя положительно зарекомендовали, но и стали эффективными рычагами воздействия на поведение осужденных. Нормативной базой их деятельности является, в частности, ст.142 УИК РФ, в соответствии с ч.2 которой в целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

Сама формулировка «основные средства исправления» наводит на мысль о том, что возможно существование и иных, не основных, дополнительных средств. Действительно, такие средства существуют. Они оказывают вспомогательную роль в процессе исправления и не обязательны для применения. В качестве примера можно назвать получение осужденными высшего образования (ч.9 ст.50, ч.4 ст.108 УИК РФ).

Объем и характер применяемых средств исправления определяется соответствующим видом наказания, о чем, в частности, говорится в ч.3 ст.9 УИК РФ. В качестве конкретных примеров можно привести следующие: при исполнении ареста общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных не осуществляются (ч.2 ст.69 УИК); с осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, не предусматривается проведение воспитательной работы.

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, со-(Тиниая часть которого представляет собой назначенное осужденному наказание, обязателен для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению (ст. 358 УИK). После обращения приговора к исполнению уполномоченные Мм то органы государства, администрация предприятий, учреждений и организаций обязаны его реализовать в отношении назначенного судом наказания.

Сущностью и содержанием наказания как особой формы государственного принуждения является кара, поэтому под его исполнением следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения (кары) - комплекса ограничений прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2) для обозначения мер принуждения наряду с термином «исполнение» употребляет термин «отбывание» наказания. Указанные термины отражают единый процесс принудительного воздействия на осужден­ных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголов­но исполнительных правоотношений.

Термин «исполнение» наказания обращен к соответствующим уч­реждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечить осуществление предоставляе­мых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда. Термин «отбывание» наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписания­ми, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализуется путем применения к осужденным всей совокупности огра­ничений, установлении условиями отбывания конкретного наказа­ния (ч. 2 ст. 10 УИК). Применение этих правоограничений - не само­цель, их назначение состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее ис­полнение наказания в соответствии с целями и задачами, стоящими перед этой отраслью законодательства. Указанные правоограничений применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на личность осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений.

Реализация мер принуждения, ограничения прав присущи исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания. Лишение гражданина одного из основных субъективных прав - свободы влечет за собой ограничение совокупности наиболее значимых для него социальных ценностей и благ - свободе передвижения, свободы общения, социальных связей, возможности распоряжаться многими важными для него субъективными правами. Поэтому изоляцию от общества необходимо рассматривать как комплекс правоограничений, поскольку лишение или сужение объема прав обусловлено именно изоляцией.

При исполнении исправительных работ карательное воздейств1(И выражается в ограничении определенного объема трудовых и иные прав осужденного и удержании до 20% заработка (ст. 40, 41 УИК). При осуждении к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное воздействие вне состоит в увольнении осужденного от должности и лишении era права занимать определенные должности или заниматься определенными видами профессиональной деятельности - врачебной, педагогической и т.д. (ст. 34 УИК).

Правоограничения осужденных при осуществлении принудитель­ных мер воздействия определяются порядком и условиями отбывания конкретного вида наказания, если оно носит срочный характер (ч. 2 ст. 10 УИК).

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем применяемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномочия администраций учреждений по их осуществлению реализуются в режиме, который согласно ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 82 УИК рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания.

Необходимо отметить, что в законе впервые дается такое определение применительно к исполнению всех видов наказания. Ранее в теории уголовно-исполнительного права и в законодательстве термин «режим» употреблялся применительно к исполнению лишения свободы.

Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Он один из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК), создает одновременно условия для применения других средств их исправления (ч. 2 ст. 92). Как подчеркивается в Пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 10), «пенитенциарной системой предусматривается режим для заключен­ных, существенной целью которого является их исправление» 1 .

Применительно к наказанию определенного вида режим приобретает конкретное содержание, которое определяется его спецификой. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в местах лишения свободы, в арестных домах, дисциплинарных воинских час­тях, исправительных центрах, они регламентируют весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности. Правила режима охватывают все сферы их жизнедеятель­ности, которые находятся под контролем администрации органов, ис­полняющих эти наказания.

Поскольку режимом определяется внутренний распорядок исправительных и других учреждений, исполняющих наказания, он включает соответствующие требования по обеспечению правопорядка на территориях указанных учреждений, соблюдению как осужденными, так и администрацией своих обязанностей и реализации прав. Его нормы обращены также к иным лицам, посещающим эти учреждения (представителям органов власти, общественных объединений, служителям культа, родственникам осужденных, вольнонаемному персоналу производственных объектов, где работают осужденные). Они должны соблюдать установленный в этих учреждениях порядок и правила взаимоотношений с администрацией и осужденными.

Правила режима реализуются не только на территории исправительных учреждений и их производственных объектах, но и на при­бегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования (п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ПСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра: Уголовно-исполнительного права и организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций

Предмет: Уголовно-исполнительное право

Лекция по теме № 28:

«Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы. Порядок и условия исполнения и отбывания обязательных работ, исправительных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью»


Бабинина О.Н. Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы. Порядок и условия исполнения и отбывания обязательных работ, исправительных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лекция. - ФКОУ ВПО ПЮИ ФСИН России, 2013 год. 47 с.

Аннотация:

В лекции рассматриваются порядок исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также понятие, сущность и значение исправительных и обязательных работ как виды уголовного наказания, его место в системе уголовных наказаний.


Лекция – 2 часа

Введение

1. Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы.

2. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.

3. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.

4. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Заключение

Приложение

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит.,1990. С. 14–20.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит., 1990. – С. 32–53.

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. (Ч. 5) // Сов. юстиция. – 1991. – № 14. – С. 24–25.



4. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г. // Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. Вып. 2. – М.: Междунар. отношения, 1993. – С. 518–529.

5. Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы к государствам-членам. Комментарий ктексту Европейских пенитенциарных правил // Сборник конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов. – Рязань: Академия ФСИН России, 2008. – С. 58–96.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 декабря 1996 г. // СПС «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142.

8. Об утверждении Инструкции об организации инспектирования территориальных органов ФСИН России: приказ ФСИН России от 20 декабря 2005 г. № 913.

9. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: приказ Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258.

Базовый учебник

10. Уголовно-исполнительное право: учебник / С. М. Зубарев и др.; отв. ред. А. С. Михлин. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. 430 с. (Серия: Основы наук. Рекомендовано УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 021100 (030501) «Юриспруденция», по специальностям 021100 (030501) «Юриспруденция», 030505 (023100) «Правоохранительная деятельность», 030500 (521400) «Юриспруденция (бакалавр)» // ЭБС «Лань» // http://e.lanbook.com

Основная литература

1. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России: учебник / под ред. Ю.И. Калинина. – Рязань: АПиУ ФСИН, 2006.

2. Уголовно-исполнительное право России: Теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца 19 – начала 20 века: учебник / под ред. А.И. Зубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2005.

3. Уголовно-исполнительное право: учеб. для вузов: в 2 т. / под ред. Ю.И. Калинина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Рязань: Логос; АПиУ ФСИН, 2006.

4. Уголовно-исполнительное право: учебник / отв. ред. А.С. Михлин. – М.: Высш. образование, 2006. Гриф УМО.

5. Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред. В.И. Селиверстова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2006.

Дополнительная литература:

1. Казак Б.Б., Паршков А.В., Смирнова И.Н. Правовые основы, направления, формы и методы осуществления электронного наблюдения за поведением лиц, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций: науч.-аналит. обзор. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

2. Казак Б.Б., Паршков А.В., Смирнова И.Н. Организационно-правовые проблемы исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы: науч.-аналит. обзор. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

3. Казак Б.Б., Паршков А.В., Смирнова И.Н. Оптимизация функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: науч.-аналит. обзор. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

4. Паршков А.В., Смирнова И.Н. Общая характеристика и современное состояние организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и иных мер уголовно-правового характера: науч.-аналит. обзор. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2011.

5. Пенитенциарная система России: состояние, проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.М. Волчкова, С.А. Смирнова. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2005.

6. Смирнова И.Н. Безопасность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций: науч.-аналит. обзор. – Псков: ПЮИ ФСИН России, 2009.

7. Смирнова И.Н. Воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекция: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Рязань: АПУ Минюста России, 2003.

8. Смирнова И.Н. Организационно-правовое обеспечение воспитательно-профилактического воздействия на осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества: монография. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

9. Смирнова И.Н. Организационно-правовые основы функционирования УИИ (на примере Псковской обл.): монография. – Псков: ПЮИ ФСИН России, 2009. 140 с.;

10. Смирнова И.Н. Перспективы развития функционирования уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: монография. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

11. Смирнова И.Н. Функционирование уголовно-исполнительной си-стемы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (методологический и организационно-правовой аспекты): монография. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

12. Смирнова И.Н. Характеристика осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций: науч.-аналит. обзор. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2009.

13. Современное состояние уголовно-исполнительной системы: сборник материалдов. Ч. 1 / сост. Б.Б. Казак, Ю.В. Лукина, А.В. Паршков, И.Н. Смирнова. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2009.

14. Современное состояние уголовно-исполнительной системы: сборник материалов / сост. Б.Б. Казак, Ю.В. Лукина, А.В. Паршков, И.Н. Смирнова. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2009.

15. Уголовно-исполнительная система – 125 лет / под общ. ред. Ю.Я. Чайки. – М.: ГУИН Минюста России, 2004.

16. Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы Междунар. научн.-практ. конф., 18–19 ноября 2010 года / отв. ред. А. Г. Антонов. – Новокузнецк: ФГОУ ВПО Кузбасский ин-т ФСИН России, 2011.

17. Уголовно-исполнительное право: курс лекций / отв. ред. А.А. Толкаченко. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

18. Упоров И.В. Пенитенциарная политика России в 18-20 вв.: Историко-правовой анализ тенденций развития. – СПб.: Юрид. центр Пресс. 2005.


Введение.

В уголовной политике Российской Федерации, как и в других современных государствах, наметилась тенденция расширения сферы применения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Значительную популярность и поддержку в мире обретают процессы поиска и внедрения в юридическую практику альтернатив наказания тюремному заключению. Однако в широком смысле, альтернативы представляют собой узкую систему уголовно-правовых санкций, отличающихся от института наказания. Это пробация, восстановительное правосудие и другие средства мировой мозаики альтернатив.

Реформирование пенитенциарной системы России, дальнейшая имплементация международных стандартов в области уголовной юстиции, совершенствование отечественного уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, проявляются, в частности, в дальнейшем развитии таких альтернатив наказанию, как ограничение свободы, исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т.п. Альтернативные виды наказаний и мер позволяют значительно гуманизировать уголовную политику страны, укрепить ее имидж на международной арене, будут способствовать нравственному оздоровлению общества.

Правовое регулирование исполнения наказания

Реализация кары (лишения, ограничения прав и свобод осужденного) играет важную роль в осуществлении приговора суда - она присуща исполнению всех видов наказаний, определенных в обвинительном приговоре. Однако ее объем зависит от конкретного вида наказания. Например, лишение гражданина одного из основных субъективных прав - свободы - влечет за собой ограничение либо лишение совокупности наиболее значимых для лица социальных ценностей и благ - свободы передвижения, свободы общения, социальных связей, возможности распоряжаться многими важными для него субъективными правами. Поэтому изоляцию от общества необходимо рассматривать как комплекс правоограничений, поскольку лишение или сужение объема прав обусловлено именно изоляцией.

При исполнении же исправительных работ карательное воздействие, как правило, выражается в ограничении определенного объема трудовых прав осужденного и удержании заработка (дохода) в размере, установленном приговором суда (ст. 40 УИК РФ). При осуждении к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное воздействие состоит в освобождении осужденного от должности и лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенными видами профессиональной деятельности - врачебной, педагогической и т.п. (ст. 33 УИК РФ). Другие виды наказаний также содержат в себе специфичные уголовно-правовые лишения или ограничения прав и свобод осужденного.

Цивилизованное отношение к преступнику определяется не столько видами наказаний, сколько его целями, так как последние во многом и предопределяют содержание уголовно-исполнительного законодательства, а значит, и порядок, и реализацию наказания.

Действующий УИК РФ для обозначения реализации наказания наряду с термином "исполнение" употребляет термин "отбывание" наказания. Указанные термины, как было отмечено ранее, обращены к различным субъектам (участникам) уголовно-исполнительных правоотношений.



Понятие "исполнение" не является безадресным: оно обращено к соответствующим государственным органам, которые в своей деятельности обязаны исполнить наказание.

Термин "отбывание" наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

Статья 7 УИК РФ гласит, что "основаниями исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии".

Рассмотрим это положение более подробно.

1. Перечень оснований исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, приведенный в ст. 7 УИК РФ, является исчерпывающим. Указанные основания являются юридическими фактами, необходимыми для обращения к исполнению приговора суда, иных судебных решений, а также актов исполнительной власти. Никакие иные основания не могут быть использованы для исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Такой подход к основаниям исполнения указанных мер уголовно-правового воздействия исключает возможность волюнтаристского ограничения прав и свобод человека и гражданина, например на основании распоряжения, приказа чиновника, решения органа исполнительной власти.

2. Виды уголовных наказаний указаны в ст. 44 УК РФ. Никакие иные меры за пределами перечня, приведенного в указанной норме, уголовными наказаниями не являются. К числу иных мер уголовно-правового характера относятся: условное осуждение, отсрочка отбывания наказания, принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества.

Реализация уголовно-правовых мер, включая и наказание, возможна только при наличии одного из оснований, приведенных в комментируемой статье. При этом их реализация осуществляется с учетом и на основе положений Уголовно-процессуального кодекса РФ, устанавливающего порядок вступления в законную силу судебных решений, а также иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия реализации актов помилования или актов об амнистии.

3. Первым среди оснований исполнения наказания в законе назван приговор. Приговор является наиболее распространенным основанием исполнения наказания. В ст. 49 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Именно вступивший в законную силу приговор суда определяет виновность или невиновность лица и необходимость применения к нему уголовного наказания. В приговоре указываются вид наказания, его размер или срок, вид учреждения при назначении наказания в виде лишения свободы, решаются иные вопросы, связанные с наказанием.

Статьей 390 УПК РФ установлено, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами, а приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.

Приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

Право пересмотра приговора вышестоящим судом также относится к числу конституционных прав. Это право закреплено в ст. 50 Конституции РФ.

Вышестоящий суд вправе оставить без изменения, отменить или изменить приговор суда. В последнем случае основанием исполнения наказания будет уже не только приговор суда, но и определение вышестоящего суда. Например, вышестоящий суд снижает осужденному назначенный срок наказания.

4. Постановлением суда решаются вопросы, связанные с исполнением наказания, при исполнении приговора. К числу таких, в частности, относятся вопросы:

О замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания;

Об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы, в соответствии со ст. ст. 78 и 140 УИК РФ;

О замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со ст. 80 УК РФ;

Об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со ст. 81 УК РФ, а также и другие вопросы.

В подобных случаях основанием исполнения наказания или иной меры уголовно-правового характера становится и постановление суда.

Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

5. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

В соответствии со ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.

6. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

Статьей 85 УК РФ определен круг вопросов, решаемых при помиловании: лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Таким образом, акт помилования или акт об амнистии также являются основанием исполнения наказания и иных мер уголовно-правового характера.

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, составная часть которого представляет собой назначенное осужденному наказание, обязателен для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и подлежит исполнению. После обращения приговора к исполнению уполномоченные на то органы государства, администрация предприятий, учреждений и организаций обязаны его реализовать в пределах назначенного судом наказания.

Порядок (режим) исполнения наказания многофункционален по своей направленности. Он обеспечивает карательное воздействие на осужденных, а также выступает в качестве одного из основных средств их исправления (ч. 2 ст. 9 УИК РФ) и создает одновременно правовые предпосылки для успешного применения иных средств воспитательного воздействия. Как подчеркивается в Пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 10), "пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление".

Следует подчеркнуть, что исполнение наказания - не только правовая, но и психологическая категория, поскольку оно ставит перед собой задачу исправления осужденных. Его воспитательная направленность обусловливает психолого-педагогическое содержание отдельных норм уголовно-исполнительного законодательства. В силу этого в "правоограничительных" нормах находят отражение и преломление многие принципы психолого-педагогического воздействия.

О комплексе воспитательных мер, которые могут реально способствовать достижению цели, обозначенной в УИК как "исправление осужденных", речь пойдет в следующем параграфе.

Таким образом, под исполнением наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок реализации уголовно-правовой кары - комплекса ограничений прав и свобод осужденного, а также порядок применения к нему исправительных и профилактических мер.

Что еще почитать