Теория самоэффективности А. Бандуры. Что такое самоэффективность? Повышение самоэффективности

Самоэффективность – это ощущение себя компетентным в конкретной деятельности.

Как человек оценивает насколько он успешен в психологии, в решении задач по алгебре, в фигурном катании? Этот параметр не является чертой личности, это когнитивное образование, которое влияет на мотивацию достижения, как бы вносит свой вклад в мотивацию и соответственно в поведение.

Как формируется самоэффективность :

1) Из опыта собственных успехов . Если человек видел позитивный результат в какой-то деятельности, то опыт успешности в этой деятельности накапливается, и самоэффективность формируется.

2) Наблюдение за чужими достижениями тоже вносит вклад. Если он будет видеть, как другие в этой деятельности неуспешны, это понизит его самоэффективность.

3) Вербальные убеждения – это ещё один компонент, который вносит вклад в самоэффективность. Мать может убедить ребёнка перед контрольной по математике (важен статус говорящего - авторитет ), что он успешен, но это убеждение, чтобы оно сработало должно опираться на предшествующие результаты (у него должны должны быть не только двойки за предшествующие контры). Он понимает, что мама его любит – может обмануть в данном случае, а говорит просто, чтобы его подбодрить и т.д.

4) Это должно быть в границах реальных возможностей . Когда ребёнок понимает, что что-то ему не по силам, то и убеждение не подействует.

5) Обратная связь от эмоционального и физиологического состояния тоже формирует самоэффективность.Сейчас, например, если человек ощущает себя спокойным или, наоборот, в состоянии подъёма, с жаждой деятельности – это повысит самоэффективность. Если он ощущает себя слабым, больным и усталым, то понизит. Эмоциональное напряжение и др. тревоги и страхи приводят к снижению самоэффективности.

Самоэффективность измеряется до выполнения деятельности. Для самоэффективности важно не сравнение с другими, а использование критерия мастерства и компетентности по отношению к другому человеку – это частная характеристика. Она зависит от конкретного вида деятельности. Человек может иметь много эффективности в разных областях и ощущать себя весьма эффективным в одной области и весьма неэффективным в другой. Я знаю геометрию, но не знаю географию – говорит себе человек. Это не личностная черта, а конкретный конструкт, который повлияет на конкретную мотивацию и конкретное поведение. Самые уверенные студенты хуже готовятся к экзаменам, чем их более тревожные и не менее способные сверстники. Если уравнять группу по знаниям и уровню интеллекта, то этот показатель самоэффективности, то он будет предиктором – поможет предсказать успех или неуспех на экзамене. Лучше всего иметь умеренную, но не чрезмерно высокую самоэффективность и не чрезмерно низкую. Исследования чрезмерно низкой, как она плохо влияет на психическое здоровье и на успехи в конкретных видах понятны и очевидны

Первым ученым, сформулировавшим термин самоэффективности, был Альберт Бандура (1925-1988гг) - американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. он закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс.

В последние годы Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения (Bandura, 1977a, 1989b, 1989c). Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. С точки зрения Бандуры, самоэффективность, или осознанная способность справиться со специфическими ситуациями, влияет на несколько аспектов психосоциального функционирования. То, как человек оценивает собственную эффективность, определяет для него расширение или ограничение возможности выбора деятельности, усилия, которые ему придется приложить для преодоления препятствий и фрустраций, настойчивость, с которой он будет решать какую-то задачу. Короче говоря, самооценка эффективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций.

По мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и таким образом снижает самоуважение. С этой точки зрения, люди, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим личным недостаткам и постоянно изнурять себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности. Бандура говорит, что те, кто считает себя «неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение» (Bandura, 1989с, р. 729). Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. Как замечает Бандура, «те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем» (Bandura, 1989c, р. 729).

Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (то есть ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Эта же самоэффективность может влиять и на характеристики среды - на последствия поведения.

Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придет на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что еще более снизит самоэффективность. Если же самоэффективность высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая веселого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.

В своем концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation). Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определенное поведение приведет к определенным результатам. Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведет к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение.

Влияние самоэффективности на поведение зависит от ее степени, обобщенности и силы. Это влияние многообразно: самоэффективность воздействует на поиск или избегание ситуаций определенного типа; выбор поведенческих альтернатив; тип, частоту и продолжительность попыток овладения трудной ситуацией; атрибуцию успеха и неуспеха. Хотя, конечно, нельзя преуменьшать и обратного влияния на самоэффективность результатов действий, моделей, которые доступны наблюдению и т.д.

Бандура (Bandura, 1989b, 1989с) предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убеждения и состояния физического (эмоционального) возбуждения. Рассмотрим каждый из этих четырех факторов.

1. Способность выстроить поведение. Бандура утверждает, что наиболее важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Попросту говоря, успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания. Эстрадный артист, которого вдруг обуял страх перед выступлением, может сказать себе, что он уже выступал много раз без каких-либо происшествий и конечно сумеет сделать это опять. С другой стороны, люди, страдающие от неуверенности в своей способности выступать перед аудиторией из-за неудачи в прошлом, могут прийти к заключению, что им это просто не дано. Конечно, если человеку с низкой самоэффективностью дать какой-то стимул сделать то, чего он боится, самоэффективность будет усиливаться.

2. Косвенный опыт. Хотя и не столь действенный, как фактическое поведение, косвенный опыт также может быть источником высокой самоэффективности. То есть наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться. Студенты, которые боятся задавать вопросы в большом классе, могут, например, изменить прогноз эффективности с «я не могу сделать это» на «возможно, я смогу», если они были свидетелями того, как их товарищи задавали вопросы без катастрофических последствий для себя. В то же время, если человек наблюдает за тем, как другие столь же компетентные люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки, это, по всей вероятности, ухудшит его прогноз собственной способности выполнить подобные действия.

3. Вербальное убеждение. Эффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Возьмем мать, которая уверяет дочь, что она может справиться с трудным предметом в школе. Вербальная поддержка не просто помогает дочери поверить, что ей по силам «сделать это», но и может способствовать развитию навыков учения и концентрации усилий, ведущих к конечному успеху. Конечно, такая уверенность может с легкостью исчезнуть, если фактические успехи в освоении трудного предмета не соответствуют ожидаемому результату. Более того, вербальное воздействие на ребенка, который пытается добиться какого-то результата, должно быть в рамках его реальных возможностей и способностей. Если не следовать этому правилу, то попытка помочь, возможно, напротив, подорвет веру в родителя и оставит ребенка с пониженным прогнозом эффективности. Бандура выдвигает гипотезу о том, что сила вербального убеждения ограничивается осознаваемым статусом и авторитетом убеждающего. Терапевт может убедить чересчур полного пациента поменьше есть и побольше заниматься физическими упражнениями; но тот же самый терапевт вряд ли сможет убедить клиента в том, что тот способен влезть на Эверест.

4. Эмоциональный подъем. И наконец, так как люди сверяют уровень эффективности с уровнем эмоционального напряжения перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности. Человек, испытывающий неуверенность при общении с женщинами, может почувствовать, как его сердце начинает ускоренно биться и ладони становятся мокрыми, когда он звонит женщине, назначая ей свидание. Если он относит эти физиологические реакции к тревоге, он может решить, что слишком нервничает, чтобы вынести все это. Если, однако, он замечает, что вполне спокоен, набирая номер, то может решить, что он более эффективен, чем полагал. Как видно из данного примера, люди с большей вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны.

Подведя итоги вышесказанного, мы можем отметить, что концепция А. Бандуры, названная им самоэффективностью - своего рода научная трактовка здравого смысла, на который опирается сила позитивного мышления. Оптимистическая вера в собственные силы приносит ощутимые плоды. Люди с высокой самоэффективностью более настойчивы, менее тревожны, менее склонны к депрессиям, добиваются больших успехов в обучении (Gecas, 1989; Maddux, 1991; Scheier & Carver, 1992). Это подтверждается дополнительными исследованиями «локуса контроля», оптимизма и «приобретенной беспомощности».

Оптимистическая вера в наши собственные возможности приносит дивиденды (Bandura et al., 1999; Maddux, 1998; Scheier & Carver, 1992). Дети и взрослые, обладающие ярко выраженным чувством самоэффективности, более упорны, менее тревожны и реже впадают в депрессию. У них лучше обстоят дела со здоровьем, и они добиваются больших академических успехов.

В повседневной жизни самоэффективность заставляет нас ставить перед собой трудные цели и добиваться их, не пасуя перед трудностями. Результаты более ста исследований свидетельствуют о том, что самоэффективность прогнозирует результативность работника (Stajkovic & Luthans, 1998). Когда возникают проблемы, развитое чувство собственной эффективности подталкивает работника не к размышлениям об их неадекватности, а к поиску решений. Достижение есть сумма двух слагаемых - стремления к победе и настойчивости. А достижения способствуют росту самоэффективности. Достижения, являющиеся результатом упорного труда, способствуют росту не только самоуважения, но и самоэффективности.

Даже едва уловимые манипуляции с самоэффективностью способны повлиять на поведение. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента Бекка Леви на бессознательное восприятие (Levy, 1996), в ходе которого 90 пожилым испытуемым предъявлялись слова, активизировавшие негативные или позитивные стереотипы старости. Некоторым испытуемым на 0,066 с предъявляли такие слова, как увядание,забывает или слабоумный.Сознательно испытуемые воспринимали только вспышку или размытое световое пятно. Несмотря на это, предъявление позитивных слов приводило к повышению самоэффективности памяти (т. е. к уверенности испытуемого в своей памяти). Предъявление же негативных слов возымело противоположное действие. Похоже, что в Китае, где преобладает позитивный образ старости, а люди, видимо, более уверены в собственной памяти, значительно меньше пожилых людей с ослабленной памятью, чем мы привыкли видеть в странах Запада (Schacter et al., 1991)

Бандура определяет самоэффективность как «убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь» (1989, с. 175). Наши действия в конкретной ситуации зависят от взаимного влияния окружающей среды и нашего сознания, в особенности от сознательных процессов, связанных с убеждениями, что мы можем или не можем осуществить некоторые действия, необходимые для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую для нас сторону. Бандура (1986) назвал эти ожидания самоэффективностью (self-efficacy) .

«Убеждения человека относительно его личной эффективности влияют на то, какой способ действия он выберет, как много будет прилагать усилий, как долго он устоит, встречаясь с препятствиями и неудачами, насколько большую пластичность он проявит по отношению к этим трудностям» (1986, р. 65).

По мнению Бандуры, сила, управляющая человеком, находится не во внешней по отношению к нему среде, а происходит из взаимодействия окружающей среды, его собственного поведения и его личности. Самоэффективность является важной личностной характеристикой и, в сочетании с конкретными целями и знанием о том, что надо делать, может существенно влиять на будущее поведение (Bandura, 1988 b, 1994 а).

Самоэффективность - не то же самое, что наши ожидания относительно результатов или последствий своих действий. Бандура (1986, 1995 b) отличает самоэффективность от предположений о результате (outcome expectations ).Самоэффективность - это уверенность человека в том, что он может осуществить некоторые конкретные действия, тогда как предположения о результате относятся к тому, что он думает о возможных последствиях своей деятельности.

Самоэффективность - это не глобальное понятие. Она меняется от ситуации к ситуации в зависимости от умений, необходимых для различной деятельности, от присутствия или отсутствия других людей, от того, что мы думаем о способностях этих других людей, особенно если мы считаем их более умелыми, чем мы сами, от нашей предрасположенности скорее потерпеть неудачу, чем добиться успеха, а также от нашего физического состояния, в особенности когда мы испытываем усталость, тревогу, апатию или подавленность.

Самоэффективность не относится к способности реализовать основные двигательные функции, такие как ходьба, способность дотягиваться или хватать. Также эффективность не подразумевает, что мы действительно можем осуществить означенные действия без чувства тревоги, страха или подавленности, она всего лишь суждение, верное или неверное, о том, можем ли мы выполнить требуемые действия. И наконец, суждения об эффективности - не то же, что желание или стремление (Bandura, 1982с).



Высокая или низкая самоэффективность в сочетании с благоприятными или неблагоприятными условиями окружающей среды позволяет сделать четыре возможных варианта предсказаний (Bandura, 1982с). Когда самоэффективность высока и условия окружающей среды благоприятны, наиболее вероятен успешный результат. Когда низкая эффективность сочетается с благоприятными условиями, человек может впасть в депрессию, видя, как другие преуспевают в делах, которые для него самого кажутся слишком сложными. Когда люди с высокой самоэффективностью встречаются с неблагоприятной ситуацией, они обычно умножают свои усилия, стараясь изменить окружающую среду. Они могут использовать протест, социальную активность или даже силу, чтобы добиться необходимых перемен, но если все их попытки проваливаются, тогда, как предполагает Бандура, они либо откажутся от своего способа действий и найдут другой, либо будут искать более благоприятную среду. И наконец, когда низкая самоэффективность сочетается с неблагоприятной окружающей средой, человек ощущает апатию, считает себя беспомощным и склонен мириться со своим положением. Например, мелкий служащий с низкой самоэффективностью, знающий, как трудно стать президентом компании, будет чувствовать нерешительность, не захочет и не сможет предпринимать какие-либо реальные попытки добиться аналогичных, но меньших целей.

Но хотя представления самоэффективности оказывают мощное влияние на нашу деятельность, нельзя тем не менее считать, что поведение определяется только этими представлениями. Самоэффективность, совместно с окружающей средой, предыдущим поведением и другими характеристиками личности, среди которых особенно важны ее ожидания относительно результатов своих действий, определяют наше настоящее поведение.

В тройственной модели реципрокного детерминизма, согласно которой окружающая среда, поведение и личность взаимно влияют друг на друга, самоэффективность относится к характеристикам личности (P).

Факторы самоэффективности

Самоэффективность возникает, увеличивается или уменьшается в зависимости от одного из четырех факторов или от их комбинации: (1) опыта непосредственной деятельности, (2) косвенного опыта, (3) мнения общества, (4) физического и эмоционального состояния человека (Bandura, 1995 а). Информация о себе самом и об окружающем мире, полученная из перечисленных источников, обрабатывается сознанием и, совместно с воспоминаниями о прошлом опыте, воздействует на представления о самоэффективности. Кроме того, самоэффективность подвергается влиянию внутренних стандартов поведения.

Непосредственный опыт

Наиболее сильное воздействие на самоэффективность оказывает опыт непосредственной деятельности (mastery experiences ),то есть воспоминания о том, что нам приходилось делать в прошлом (Bandura, 1986, 1995 а). Как правило, успешные действия повышают самоэффективность, тогда как неудачи способны понизить ее. Из этого общего утверждения следуют шесть выводов.

«Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем» (A. Bandura «Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy», DP № 25, 1989, p. 729).

Во-первых, успешное выполнение задачи повышает самоэффективность в прямой зависимости от ее сложности. Хорошо подготовленный теннисист не увеличит намного свою самоэффективность, выиграв у заведомо более слабого партнера, но значительно повысит ее, сыграв вничью с сильным соперником.

Во-вторых, успех, достигнутый самостоятельно, имеет большее воздействие, чем то, что совершено с посторонней помощью. Победа команды в спортивном соревновании меньше воздействует на личную эффективность игроков, чем индивидуальные спортивные достижения. В-третьих, неудача больше всего понизит самоэффективность тогда, когда мы знаем, что провалили свою лучшую попытку. Когда мы делаем что-то вполсилы и терпим неудачу, это не так уменьшает нашу самоэффективность, как когда мы прилагаем все старания и все равно у нас ничего не получается. В-четвертых, если мы волновались или были чем-то огорчены, когда потерпели неудачу, то она меньше повлияет на нашу самоэффективность, чем если бы мы чувствовали себя в это время хорошо. В-пятых, неудачи в том возрасте, когда человек уже имеет твердые представления о собственной состоятельности, действуют не так сильно, как неудача, пережитая в раннем детстве. И шестое - случайные неудачи не оказывают большого воздействия на самоэффективность, особенно у людей, которым свойственна уверенность в успехе.

«Те, кто считает себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария, и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение» (A. Bandura «Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy», DP № 25, 1989, p. 729).

Косвенный опыт

Вторая причина, изменяющая самоэффективность, - косвенный опыт (vicarious experiences) ,полученный из наблюдения схожих ситуаций. Когда мы видим, как другие преуспевают, наша самоэффективность повышается (Bandura, Adams, Hardy, & Howells, 1980), а когда мы узнаем, что некто, равный нам по способностям и подготовке, потерпел неудачу, наша самоэффективность понижается (Bandura & Inouye, 1978). Косвенный опыт не имеет большого влияния, если образец, который мы наблюдаем, не похож на нас. Когда старый, малоподвижный и боязливый человек видит, как молодой, энергичный, смелый гимнаст идет по проволоке под куполом цирка, предположения такого зрителя относительно способности артиста повторить трюк, конечно, вряд ли изменятся.

Как правило, наблюдение за другими не так существенно для повышения уровня эффективности, как собственный опыт, но оно может оказывать мощное воздействие в случае, если самоэффективность понижается. Когда человек видит, что пловцу примерно равного с ним уровня не удалось переплыть бурную речку, он скорее всего раздумает предпринимать подобные попытки. Последствия таких косвенных переживаний могут сказываться иногда всю жизнь.

Общественное мнение

Самоэффективность также может возникать или ослабевать благодаря общественному мнению (Bandura, 1995 а). Хотя воздействие этого источника ограничено, при определенных условиях мнение, высказанное другими, может повысить или понизить самоэффективность (Chambliss & Murray, 1979). Во-первых, мы должны верить тому, кто высказывает свое отношение. Увещевания или критика от источника, пользующегося нашим доверием, оказывают более сильное действие, чем слова человека, которому мы не доверяем. Второе условие, необходимое для повышения самоэффективности через общественное поощрение, состоит в том, что действия, которые человека побуждают произвести, должны находиться в пределах его реальных возможностей. Никакие словесные уверения не изменят мнение человека о том, насколько он способен перепрыгнуть через забор трехметровой высоты.

Бандура (1986) предполагает, что результативность внушения прямо связана с тем, какой статус и авторитет имеет для нас человек, высказывающий свое мнение. Статус и авторитет, конечно, не одно и то же. Например, если психотерапевт внушает пациенту, страдающему фобией, что тот может ехать на переполненном эскалаторе, это скорее повысит его самоэффективность, чем подбадривания от жены или детей. Но если тот же психотерапевт говорит своим пациентам, что они способны заменить перегоревший переключатель, это вряд ли повысит их самоэффективность по отношению к данной деятельности. Кроме того, общественное поощрение наиболее действенно, когда оно сочетается с собственным успешным исполнением. Одобрение окружающих может убедить человека попробовать что-либо сделать, и если у него это получится, тогда как его достижение, так и полученные им похвалы увеличивают его самоэффективность.

Физическое и эмоциональное состояние

Последний источник изменения самоэффективности - физическое и эмоциональное состояние человека (Bandura, 1995 а). Сильные эмоции, как правило, мешают деятельности; когда человек испытывает сильный страх, острую тревогу или находится в состоянии стресса, его уверенность в своей эффективности обычно понижается. Актер в школьной пьесе знает свою роль и хорошо играет на репетиции, но понимает, что из-за страха, который чувствует перед премьерой, вполне может забыть все слова. Иногда, в некоторых ситуациях, состояние эмоционального напряжения, если оно не очень сильно, связано с повышением качества нашей деятельности, поэтому небольшое волнение, испытываемое актером перед премьерой, может пойти на пользу его самоэффективности. Почти все мы, если только не боимся, способны успешно ловить змей. Мы без труда могли бы крепко схватить змею позади головы, но страх, связанный с ловлей змей, подавляет нас и сильно уменьшает наше ожидание успеха в этой сфере деятельности.

Психиатры давно знают, что уменьшение тревоги или увеличение физической раскрепощенности облегчают выполнение задачи. Влияние эмоционального напряжение зависит от нескольких факторов. Во-первых, конечно, уровень напряжения - обычно чем сильнее волнение, тем меньше самоэффективность. Второй фактор - представления человека о том, насколько его эмоции связаны с действительностью. Если человек знает, что его опасения имеют под собой реальную основу, например если он едет по скользкой горной дороге, его личная эффективность может повышаться. Однако если человек сознает абсурдность своей фобии, например боязни открытых пространств, тогда его волнение приводит к снижению самоэффективности. И наконец, природа самой задачи вносит свой вклад. Эмоциональное напряжение может помочь успешно сделать что-либо простое, но, как правило, мешает выполнению сложных задач.

Коллективная эффективность

Когда теория Бандуры достигла достаточной степени развития, он, как и Фрейд, Адлер, Скиннер, Роджерс и другие теоретики личности, заинтересовался глобальными общественными и национальными проблемами. Отчасти этот интерес выразился в его концепции коллективной эффективности. Коллективная эффективность (collective efficacy) относится к уверенности людей в том, что их общие усилия могут вызвать социальные перемены. Она происходит не из коллективного «сознания», а скорее из личных эффективностей многих людей, работающих вместе.

Бандура полагает, управляют своей жизнью не только через индивидуальные самоэффективности, но и посредством коллективной эффективности. Например, человек, который бросил курить или изменил свою диету, может иметь высокую самоэффективность относительно сохранения своего здоровья, но он вместе с другими людьми может при этом чувствовать низкую коллективную эффективность относительно возможности бороться с загрязнением окружающей среды, вредными условиями труда или инфекционными болезнями. Тем не менее личная и коллективная эффективность - не противоположные понятия. Скорее они дополняют друг друга, изменяя образ жизни людей.

Бандура (1995 а) перечисляет несколько факторов, отрицательно влияющих на коллективную эффективность. Во-первых, мы живем в транснациональном мире; случившееся в одной части Земли, сказывается на жизни людей в других странах, вызывая у них ощущение собственной беспомощности. Такие явления, как, например, уничтожение амазонской сельвы, международная торговая политика или истончение озонового слоя, могут влиять на жизнь каждого человека и подрывать веру людей в их способность построить для себя лучший мир.

Во-вторых, новейшие технологии, которые непонятны нам и неподвластны нашему контролю, способны понизить уровень коллективной эффективности. В прошлом многие водители были уверены, что они способны поддерживать свой автомобиль в рабочем состоянии. С появлением компьютерного управления в современных автомобилях многие люди, имеющие ограниченные познания в механике, потеряли не только личную эффективность относительно своей способности ремонтировать машину, но также в немалой степени и коллективную эффективность относительно возможности обратить вспять движение ко все большему усложнению автомобиля.

Третий фактор, подрывающий коллективную эффективность, - это запутанный социальный механизм с бюрократической прослойкой, препятствующей любым изменениям в обществе. Встречаясь с постоянными неудачами в попытках что-либо изменить или понимая, как много требуется времени, чтобы добиться каких-то заметных перемен, люди теряют охоту вообще предпринимать какие-либо действия. И тогда многие из них «вместо того чтобы усовершенствовать средства для построения собственного будущего... неохотно передают управление в руки технических специалистов и общественных деятелей» (Bandura, 1995a, р. 38).

В-четвертых, огромный размах и величина проблем, с которыми сталкивается человечество, способны подорвать коллективную эффективность. Войны, голод, перенаселение, преступления и природные катастрофы - вот только немногие из глобальных проблем, оставляющих нас с чувством беспомощности. Но Бандура считал, что, несмотря на эти громадные международные проблемы, изменения в лучшую сторону возможны, если люди будут настойчиво повторять свои совместные усилия и не позволят сбить себя с толку. «Само время требует общественных инициатив, которые создают чувство коллективной эффективности и необходимы, чтобы люди могли влиять на условия, формирующие их жизнь и жизнь будущих поколений» (Bandura, 1995 а, р. 38).

Лызь Наталья Александровна - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; профессор.

Прима Амина Константиновна - e-mail: [email protected]; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; аспирант.

Лабынцева Ирина Сергеевна - e-mail: [email protected]; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; аспирант.

Lyz Natalia Alexandrovna - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; professor.

Prima Amina Konstantinovna - e-mail: [email protected]; the department of psychology and safety of existence; postgraduate student.

Labyntseva Irina Sergeevna - e-mail: [email protected]; the department of psychology and safety of existence; postgraduate student.

УДК 159.947.5

АЛ. Погорелов

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ЭФФЕКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Рассматриваются различные теоретические подходы к изучению понятия самоэффективность. Излагаются основные положения теории самоэффективности А. Бандуры, а также теорий, имеющих отношение к понятию самоэффективности. Новизна исследования заключается в том, что сделан целостный теоретический анализ понятия самоэффективности как важной личностной характеристики. Раскрыто место конструкта самоэффективность в психологической теории. Отражены позитивные аспекты ее влияния на эффективность деятельности личности, успешность ее совладания с трудными ситуациями и на безопасность ее поведения.

Самоэффективность; мотивация; ситуация; ожидание эффективности; мотив эффективности; саморегуляция; совладание; локус контроля.

SELF-EFFICACY AS A PREDICTOR OF EFFICIENT AND SAFE PERSONAL

Different theoretical approaches to the studies of self-efficacy concept are considered in this article. The main questions of A. Bandura"s self-efficacy theory and self-efficacy related theories are examined. The novelty of this study is that concept of self-efficacy is presented as important personal trait, which is necessary for successful coping with difficult life situations. Theoretical status of concept of self-efficacy was discussed. Positive aspects of its influence on personal effective behavior, successful coping with difficult life situation, and safety behavior have been reflected.

Self-efficacy; intrinsic motivation; difficult life situation; efficacy expectation; efficacy motivation; self-regulation; coping; locus of control.

Проблема повышения эффективности и безопасности жизнедеятельности человека требует для своего решения привлечения новых понятий и конструктов, которые затрагивают все аспекты его поведения. К таким понятиям можно отнести, способен выполнить стоящие перед ним задачи. Многоаспектность влияния самоэффективности на жизнедеятельность человека и недостаточная изученность его прикладных аспектов делает данное исследование актуальным.

Впервые понятие самоэффективность (self-efficacy) как конструкт ожидания, влияющий на функционирование и мотивацию личности, был представлен в рабо. .

ний, главная роль в которых уделялась когнитивным процессам. Таким понятием в теории социального научения А. Бандуры вначале было «ожидание эффективности» (efficacy expectation) , а затем и «самоэффективность» .

, « », -следования во многих теориях поведения, концентрирующихся на внутренней мотивации. Термин «внутренняя мотивация» был введен в 1950 г. благодаря работам Р. Вудвортса и Р. Уайта . Р. Вудворте в своей книге «Динамика поведения» провозгласил принцип первичности поведения в противовес принципу первичности ().

Р. Уайт в статье «Пересмотр мотивации: понятие компетентности» вводит понятие «компетентность» (competence), делая акцент на выполнении конкретных действий, приводящих к результату. Силой, детерминирующей стремление человека к компетентности, является «мотивация через чувство эффективности» (effectance motivation), внутренний мотив, побуждающий к взаимодействию с миром . Устанавливая «мотив эффективности», он определял его как внутренний « » . , происходящих от внутреннего дефицита, мотивация эффективности побуждается новыми для субъекта стимулами и подкрепляется тогда, когда любопытство и исследовательская активность порождают элементы новизны в сфере стимулов. Развитие мотива эффективности происходит через приобретение субъектом знаний и умений в результате его взаимодействия со средой. Драйв эффективности развивается постепенно в течение продолжительного взаимодействия субъекта с.

Сравнивая данный подход с концепцией А. Бандуры, необходимо отметить, что в теории социального научения выбор поведения и настойчивость усилий обуславливается скорее перцептами самоэффективности, нежели условиями стимула. Самоэффективность возникает из различных источников информации, непосредственно влияющих на поведение, а также опосредованно через когнитивные.

С развитием когнитивного подхода к изучению поведения происходит рас-« ».

Теории личности, предложенной Дж. Роттером (Rotter), поведение человека определяется его локусом контроля. Поведение рассматривается как функция генерализованных ожиданий того, что исход определяется либо действиями самого субъекта, либо внешними силами, не поддающимися контролю субъекта. Такие ожида-,

как аналог самоэффективности. Однако концептуальная схема Дж. Роттера в основном относится к каузальным убеждениям о случаях действия-исхода, чем к

локусе каузальности различаются, поскольку убеждения, что исход зависит от собственных действий субъекта, могут иметь любое количество воздействий на самоэффективность и поведение. Так, к примеру, люди, относящиеся к результатам деятельности как к персонально детерминированным, но испытывающие недостаток требуемых умений, будут переживать низкий уровень самоэффективности и испытывать чувство беспомощности .

Выбор модели поведения и регуляция усилий в деятельности рассматривается в теории выученной беспомощности, предложенной Майером и Селигманом.

Исход. Поскольку они приходят к ожиданию безнадежности будущих последствий, они более не предпринимают активных попыток в ситуации, когда исход на самом деле вполне контролируем. Хотя эта теория и постулирует механизм работы ожиданий, она фокусируется исключительно на ожиданиях ответ-исход .

Анализ работ на основе выученной беспомощности хорошо иллюстрирует концептуальные различия между ожиданиями собственной эффективности и ожиданиями результата . До А. Бандуры исследователи основное внимание уделяли ожиданиям результатов и их значимости для личности. Бандура впервые отделяет эти ожидания от ожиданий того, что действие вообще будет совершено. Он вводит

способности эффективно выполнить определенные действия. Различия между представлением о собственной эффективности и ожидания результатов признают многие авторы (Abramson, Seligman, Teasdale, Heckhausen) . Эмпирически дока, -, чем это делают ожидания в отношении результатов (Davis, Yates, Maddox, Norton, Stoltenberg).

Недостаточный уровень чувства собственной эффективности для достижения требуемого поведения может способствовать снижению активности субъекта. Субъект, уверенный в своих способностях, также может снизить активность, по, -дей или он будут наказан. Эти два независимых источника ожидания беспомощности имеют совершенно разные причины. Чтобы избавиться от чувства беспомощ-, ожиданий персональной эффективности. Чтобы избавиться от чувства беспомощ-, -, -тенций, которыми люди уже обладают .

Объясняются преимущественно с точки зрения способности к предвидению. Поведение человека в конкретной ситуации определяется его представлением о будущем. Выделяются мотивационные механизмы предвидения: ожидания в отношении результата, подразумевающие оценку последствий своих действий; воспри-

ятие собственной эффективности, рассматриваемое как представление человека о том, сможет ли он выполнить необходимые действия; цели и стандарты, представляющие когнитивную детерминанту мотивации; а также аффективная самооценка

Представляющая личностный фактор .

Четыре механизма саморегуляции, о которых говорилось выше, имеют системно-уровневое функционирование и являются элементами интегральной систе-.

действий (Kruglanski; Locke & Latham) . Обладая способностью к предвидению, человек может представить будущие результаты и реализовать их. Образ будущих результатов является целью при условии активности, направленной на достижение. Цели служат стандартами, с которыми человек сравнивает свои достижения и. , ()

Некоторых ситуациях стандарты и цели оказывают на человека неодинаковое.

Воспринимаемая самоэффективность - это когнитивная оценка; система, -ных целей . В отличие от самооценки, самоэффективность - это представление не о собственной ценности, а о способности совершать действия. Возникновение этих представлений совпадает с моментом, когда ребенок начинает осознавать связь между своими действиями и их результатом во внешнем мире. Как пишет, -ческих достижений. А. Бандура, Дж. Капрара и Д. Сервон указывают на недоста-, -. -стве объясняются недостаточно развитыми речевыми навыками ребенка, в среднем детстве представления о самоэффективности оцениваются при помощи само.

Представления о собственной эффективности влияют на постановку цели и. -, . Связи между когнитивной и аффективной сферами также способствуют согласованности системы саморегуляции. Уровень и тип используемых человеком стандартов при выполнении задания частично определяется его эмоциональными переживаниями (Carver & Scheier; Higgins) . Чувства, связанные с самосознанием, могут по механизму обратной связи влиять на систему саморегуляции (Bandura & Cervone) .

Достижения в той или иной деятельности способствуют формированию чувства собственной эффективности, что, в свою очередь, повышает интерес к деятельности . Возникает постоянное оценочное самоподкрепление. В теории социального научения деятельность может быть мотивирована собственной ценностью. Ценность может быть привнесена в саму деятельность, равно как и во внешние побуждения. А. Бандура также считает, что ценность не существует в поведении сама по себе, она присутствует в позитивных и негативных самореакциях человека.

Самооценочные реакции рассматриваются как уникальный мотивационный механизм. Оценочные стандарты меняются в зависимости от вида деятельности, это способствует тому, что исполнение в различных областях деятельности производит различные самооценки. Самовосприятие человека может различаться даже для различных аспектов одного и того же вида деятельности. По этой причине меры самооценки в конкретных областях жизнедеятельности являются более значи-, .

Исследования самоэффективности выявили существенные взаимосвязи между самоэффективностью и мотивационными процессами, эмоциональным возбуждением, а также психологическим благополучием . Было установлено, что самоэффективность влияет на постановку цели, на выбор уровня сложности задачи , на настойчивость в выполнении поставленной задачи, на эмоциональные реакции . Общая самоэффективность в наиболее широком смысле позволяет справляться с различными стрессовыми ситуациями. Эмоциональный интеллект, самоэффективность и психологическое благополучие влияют на установки и поведение студентов и являются психологическими предикторами успешности в учебной деятельности . Повышая уровень самоэффективности, мы можем активировать приемлемые формы поведения и позитивное отношение к учебной деятельности .

Роли самоэффективности в процессе совладания со стрессовыми ситуациями было посвящено ряд работ в зарубежных и отечественных психологических исследованиях . Данное направление исследований является актуальным и в настоящее время. Р. Лазарус и С. Фолкман рассматривают самоэффективность как важный личностный фактор оценки стрессовой ситуации . В теории когнитивной оценки самоэффективность является частью вторичной оценки, она влияет на процессы совладания и эмоциональное состояние человека . Е. Фрайденберг, -зовать собственные ресурсы в стрессовых ситуациях .

Китайские исследователи Li Jizu, Liu Jiuyuan обнаружили, что самоэффективность не только является предиктором удовлетворения работой, но также снижает уровень стресса и может менять негативное влияние стрессфакторов на пози.

Влияющей на эффективность работы, в том числе и профессиях, связанных с риском. В работе Rosa Grau, Isabel M. Martínez, Sonia Agut и Marisa Salanova было рассмотрено взаимоотношение между общей самоэффективностью и установками безопасности. Авторы обнаружили позитивную связь самоэффективности с установками личности на безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском.

Исследования израильских психологов позволили им ввести понятие самоэффективность безопасности (safety self-efficacy), специфическую самоэффективность, которая влияет на безопасное выполнение работы .

Тивности в различных видах деятельности. Воспринимаемая самоэффективность также влияет на способность субъекта адаптироваться и гибко справляться с трудными жизненными ситуациями, на способность переживать неудачи. Кроме того, общая самоэффективность позитивно связана с установками личности на безопас-, -пасное выполнение работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.

3. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. - 1977. - C. 191-215.

4. Bandura A., Schunk D.H. Cultivating competence, self-efficacy, and intrinsic interest through proximal self-motivation // Journal of Personality and Social Psychology. - 1981. - № 41. - P. 586-598.

5. Frydenberg E. Adolescent coping: Theoretical and research perspectives. - New York: Routledge, 1997. - 233 p.

6. Grau R., Martínez I., Salanova S. Safety Attitudes and Their Relationship to Safety Training and Generalised Self-Efficacy // International Journal Of Occupational Safety And Ergonomics (Jose). - 2002. - Vol. 8, №. 1. - C. 23-35.

7. Katz-Navon T., Naveh E., Stern Z. Safety self-efficacy and safety performance: Potential antecedents and the moderation effect of standardization // International Journal of Health Care Quality Assurance. 2007. - Vol. 20. - Iss: 7. - P. 572-584.

8. Lazarus R., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer Publishing Company, Inc. - 1984. - 445 p.

9. Usher E., Pajares F. Sources of academic and self-regulatory efficacy beliefs of entering middle school students // Contemporary Educational Psychology. - 2006. - P. 125-141.

10. Zimmerman B. Self-Efficacy: An Essential Motive to Learn // Contemporary Educational Psychology. - 2000. - № 25. - P. 82-91.

Погорелое Александр Александрович - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42; тел.: 88632232149; кафедра психологии управления и акмеологии; аспирант.

Pogorelov Alexander Alexandrovich - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 105/42, B. Sadovaya street, Rostov-on-Don, 344006, Russia; phone: +78632232149; the department of psychology of management and acmeology; postgraduate student.

Бандура предположил, что представления о самоэффективности содержат в себе нечто большее, чем просто веру в то, что усилия важны для достижения успеха. Самоэффективность понимается как вера индивида в способность справиться с деятельностью, ведущей к достижению некоторого результата.

На формирование представлений о самоэффективности оказывает влияние также самооценка субъектом своих знаний, умений, стратегий преодоления стресса.
Самоэффективность как личностный конструкт имеет следующие особенности. Во-первых, она представляет собой оценку собственной способности выполнить ту или иную деятельность (способность справиться с определенными задачами), а не личностную черту (диспозицию). Субъект судит о своем соответствии определенным требованиям задачи, а не о том, что он собой представляет вообще или думает о себе в целом. (Например, школьник отвечает на вопрос: «Можешь ли ты решать этот тип математических задач?») Это позволяет описать человека не через единый суммарный показатель, а обнаружить уникальные позитивные и негативные паттерны представлений о собственной эффективности, отличающие его от других людей.
Во-вторых, представления о самоэффективности - это частная, специфическая характеристика индивида. Самоэффективность не глобальна и не связана с оценкой собственной ценности в отличие, например, от самоуважения. Именно эта особенность делает ее мощным предиктором поведения в отличие от личностных характеристик типа локуса контроля, самоуважения и др., которые не позволяют достаточно точно предсказать действия человека. У человека существует множество самоэффективностей, которые связаны с различными содержательными областями. Например, представления о самоэффективности по математике могут отличаться от представлений о самоэффективности в области написания сочинений или художественного творчества. В рамках математики также могут различаться представления о самоэффективности по геометрии и самоэффективности по алгебре.
Поскольку самоэффективность определяется контекстуально (то есть в отношении конкретной задачи, стоящей перед человеком), большинство исследователей разрабатывают не обобщенные шкалы самоэффективности, а методики, предназначенные для измерения самооценки в конкретных сферах деятельности. Например, разработаны методики для оценки своей способности делать успехи в учебе (Bandura, Cervone et al., 1996), избегать курения, демонстрировать социальные навыки при общении с представителями противоположного пола, управлять положительными и отрицательными эмоциями и др. (см.: Капрара, Сер- вон, 2003).
В-третьих, измерение самоэффективности зависит от ситуации, то есть необходимо учитывать контекст деятельности. Это связано с тем, что многие факторы могут позитивно или, наоборот, негативно сказываться на деятельности субъекта, на проявлении им определенных умений. Например, школьники могут продемонстрировать более низкое чувство эффективности при обучении в соревновательной среде по сравнению со средой, поддерживающей сотрудничество и кооперацию, на обычном уроке или на контрольной работе.
В-четвертых, при измерении самоэффективности используются критерии мастерства и компетентности, а не нормативные или другие сравнительные критерии. Например, ученик оценивает уровень своей уверенности в том, что он сможет решить математические задачи различной степени трудности, а не насколько хорошо он ожидает их решить по сравнению с другими ребятами, как это делается в случае оценки Я-концепции.
Наконец, в отличие от каузальных атрибуций, относящихся к объяснению прошлых событий, представления о самоэффективности являются ожиданиями личного мастерства в решении будущих продуктивных задач. Поэтому самоэффективность измеряется до того, как человек начнет выполнять соответствующую деятельность.
Также следует особо отметить, что под самоэффективностью понимаются суждения о действиях, которые человек может совершить, вне зависимости от того значения, которое он им придает. Например, человек может высоко оценивать свои способности в отношении выполнения рабочих обязанностей, однако не испытывать в этом отношении особого удовлетворения, если работа воспринимается им как неинтересная, малоценная или не позволяющая проявить себя.
Бандура описывает источники, механизмы самоэффективности, ее влияние на мотивационные, когнитивные и эмоциональные процессы, а также на успешность деятельности (Bandura, 1977, 1986). Согласно теории Бандуры, оценка самоэффективности базируется на четырех источниках информации: опыте собственных достижений в деятельности, наблюдениях за чужими достижениями, вербальных убеждениях и воспринимаемом эмоциональном и физиологическом состоянии.

Что еще почитать