Сотрудничество: определение понятия в психологии. Понятие и типы сотрудничества Партнерство – какие виды партнерства бывают в малом бизнесе

Ольга Перькова
Роль педагогического сотрудничества в обучении литературе. Понятие о педагогическом сотрудничестве

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ЛИТЕРАТУРЕ

Понятие о

В наш бурный век много спорят о педагогическом сотрудничестве . О том, что данная категория реально свидетельствуют получившие всероссийскую известность труды таких педагогов-новаторов , как В. Ф. Шатанова и Е. И. Ильина, С. Н. Лысенкова и Ш. А. Амоношвили, И. П. Волкова и М. П. Щетинина, которые разными неповторяющими друг друга путями, на различных методических основах приходили к утверждению идей . По их мнениям, – требовательное веление времени, необходимое условие качественного развития и совершенствования системы народного образования в России.

В последнее время в исследованиях, посвященных педагогической деятельности , всё настойчивей звучит мотив изучения её как своеобразного сотворческого процесса, который подчиняется общим закономерностям творчества, имеет глубоко своеобразные профессиональные характеристики. Этот подход представлен в работе Кан-Калика В. А. «Педагогическая деятельность как творческий процесс» (Грозный, 1976) .

Принято рассматривать с точки зрения нестандартного решения учителем множества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах его деятельности. Ведь от того, КАК, НАСКОЛЬКО эффективна педагогическая задача , зависит итог учительских усилий. А эффективной она может быть в том случае, если процесс педагогического сотрудничества учителя и ученика приобщает последнего к истокам национальной культуры, а не только базируется на передаче знаний, умений и навыков.

Что же представляет собой педагогическое сотрудничество ?

Основы профессионально-педагогического сотрудничества – это раздел педагогики , изучающий особенности взаимодействия учителя и воспитанников со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса. Такое определение педагогическому сотрудничеству даёт И . П. Андриади в своём труде «Основы педагогического мастерства » .

Основной круг вопросов обусловлен прежде всего сочетание слов «профессионально-педагогическое сотрудничество » , каждое из которых несёт определённую смысловую нагрузку. Термин «профессиональный» означает направление на профессиональную деятельность, т. е. на выполнение тем или иным человеком определённой работы, связанной с его профессией.

Слово «педагогическое » свидетельствует о том, что эта деятельность находится в сфере педагогики , т. е. связана с обучением и воспитанием детей .

А что означает слово «сотрудничество » ?

Сотрудничество – одна из распространённых категорий, получившая описание в философской, социологической, психологической литературе , которую каждая наука рассматривает с различных позиций, вкладывая в понятие «сотрудничество » особый смысл.

Так, известный еврейский философ Мартин Бубер (1875 – 1965, в творчестве которого соединились опыт религиозной жизни и современное философское учение, указывает на то, что непосредственное отношение включает в себя сотрудничество – сущностный акт , устанавливающийся непосредственно между лицами.

В процессе сотрудничества чудесным образом вновь и вновь возрождается исключительность, т. е. оно исцеляет, воспитывает, возвышает личность. процесс сотрудничества есть равенство всех сторон, от наименьшего до величайшего.

По словам М. Бубера, «… личность проявляется, вступая в сотрудничество с другими личностями, а цель отношений есть их собственная сущность, т. е. проникновение ТЫ – другого человека. Ибо через соприкосновения каждого ТЫ нас касается дуновение вечной жизни и передаётся всё самое ценное, созданное многовековым поколением людей». Тот, кто состоит в сотрудничестве , - участвует в действительности, а значит в бытии. Всякая действительность есть действие, в котором каждый принимает участие, но не может присвоить. Там, где нет участия, нет действительности. Участие тем полнее, чем непосредственнее соприкосновение.

Личность создаёт себя как участвующую в бытии, сознаёт своё соучастие как событие.

Мир отношений, по мнению великого философа строится на сферах, одна из которых – жизнь с людьми, где отношение оформлено в речи.

Спрашивается : как обстоит сотрудничество в отношениях Я – ТЫ между людьми? Всегда ли оно состоит в полной обоюдности?

Раскрывая данные вопросы, Мартин Бубер указывает на то, что для наилучшего раскрытия в действительности возможностей, присущих ученику, учителю необходимо относиться к нему, как к этой определённой личности в ёё потенциальности и актуальности. Точнее, он должен знать его как простую сумму свойств, стремлений и торможений; учителю необходимо понимать его как некую целостность и утверждать ученика в этой целостности. Это сотрудничество учителя и ученика будет цельным и осмысленным, учителю необходимо всякий раз переживать эту ситуацию во всех её моментах, исходя не только из своей точки зрения, но и мнения учащегося. Однако, учитель может это лишь тогда, когда он всякий раз встречает своего воспитанника как партнёра.

Т. е. всякое отношение Я – ТЫ внутри такой ситуации, соотнесённости, которая специфируется как целенаправленное сотрудничество , взаимодействие одного человека с другим, существует только в силу общей взаимности.

Таким образом, в философии М. Бубера человек занимает центральное место в «антропологии языка» . Только в сочетании с другими «Я» , опосредованном языком, рождаются все глубокие и благородные чувства, а также всякая духовная общность, возвышающая и углубляющая связь между двумя индивидуалами и дающая возможность приобщения к истокам национальной культуры.

В настоящее время в педагогической науке проблема педагогического сотрудничества является весьма актуальной. Так, Б. Ф. Леонов рассматривает «сотрудничество » как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которой осуществляется обоюдный обмен мнениями, интересами, идеями, установками. В процессе такого общения каждый индивид овладевает «фондом духовного богатства» , созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта. Вместе с тем через сотрудничество он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется сотрудничество в жизни индивида . Современные педагогические технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии, педагогики . Концепция Протогора : «Человек есть мера всех вещей» - положена в основу педагогики сотрудничества , которая является одной из всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов , в обобщённом опыте которых соединились лучшие традиции российской школы (Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, достижения русской (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) и зарубежных (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Бери) психолого-педагогической практики и науки .

Как целостная технология педагогическое сотрудничество на данный момент не воплотили в конкретной одели, но её идеи вышли почти во все современные педагогические технологии , составили основу «концепции среднего образования РФ» . Поэтому педагогическое сотрудничество надо рассматривать как особого типа «проникающую технологию» , являющуюся воплощением нового педагогического мышления , источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные технологии как основная часть. В «Школьных технологиях» Селевко даёт следующие классификационные характеристики педагогического сотрудничества .

По уровню применения : общепедагогическая

По философской основе : гуманистическая

По основному фактору развития : комплексная : био, - социогенная

По концепции усвоения : ассоциативно-рефлективная

По подходу к ребёнку : гуманно-личностная, субъект-субъектная

По преобладающему методу : проблемно-поисковая, творческая, игровая

Сотрудничество практикуется как идея современной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно , но важнейшее место в ней занимает отношение «учитель-ученик» . В концепции сотрудничества не только учитель выступает в качестве субъекта, но и учащийся, который также занимает активную позицию. Поэтому двум субъектам педагогического процесса необходимо действовать совместно, быть сотоварищами, партнёрами; ни одни из них не должен стоять под другим.

Гуманно-личностный подход предполагает целостное развитие всех качеств личности. Это обращает школу к ребёнку, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способности и возможности.

Цель школы – возбудить эти внутренние силы, использовать их для полного развития личности. Такой подход формирует новый взгляд : каждый ребёнок открыто выражает своё мнение, овладевает способностями; приоритетными являются эстетические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть и др.)

Суть данного подхода в том, что учитель идёт не от предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, от возможностей человека, которые необходимо совершенствовать, обогащать. Для формирования положительной Я – концепции необходимо видеть в каждом человеке индивидуальность, верить в него, одобрять, поддерживать, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость, исключить прямое принуждение.

Педагогическое сотрудничество отражает важнейшие тенденции, по которым развивается воспитанник в современной школе :

Постановка личности школьника в центр воспитательной системы;

Развитие творческости, индивидуальности;

Возрождение русских национальных и культурных традиций;

Сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

Постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогического сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания , но и во многом определяют содержание образования. Сухомлинский В. А. видел в воздействии на чувства ребёнка главный путь к сотрудничеству в школьном процессе . Влияя на эмоции, умело управляя ими, учитель может избрать ведущее средство сотрудничества – СЛОВО . И не только на уроках литературы , но и вне их стараться эстетически воздействовать на чувства ребёнка, развивать у него любознательность, радость познания.

Размышляя о педагогическом сотрудничестве в системе образования, многие российские дидакты, методисты, исследователи выдвигали собственные формулы данного средства обучения . Так, например, педагогическое сотрудничество должно совершаться на уровне современных культурных достижений; учитель не просто является примером, а воссоздаёт культурный вариант взаимодействия ребёнка с миром.

Сотрудничество – это субъект-субъектные отношения, и, по мнению М. С. Когана, являются таковыми до тех пор, пока субъект сохраняет свою субъективность во взаимодействии с другим субъектом.

Исходя из сказанного о педагогическом сотрудничестве , доктор педагогических наук , зав. кафедрой мордовского педагогического института Саранцев Г. И. считает, что преподавание литературы может быть выражено системой дидактических приёмов учителя, учение – познавательными действиями учащихся, предметное содержание заключено в познавательных задачах. Созданный в этих условиях объект – это и есть структурная единица уроков литературы .

Для решения познавательных задач могут использоваться систематизация и обобщение материала по литературе , усвоение литературного понятия , формирование умений и т. д. Способы взаимодействия дидактических приёмов являются формами учебного процесса, поэтому также называются организационными формами. Всё это обусловило разработку путей гуманизации российских школ, обозначило тенденцию к самореализации, самоактуализации, самоопределению личности. По выражению Г. Рокетова «исходным началом всех соображений об устройстве школы должен служить живой объект – воспитатель : школа существует для ребёнка, а не для других школ».

Придание обучению проблемного эвристического характера (ребёнок как «существо спрашивающее» );

Возможность самому учащемуся создавать и изменять образовательную программу в соответствии со своими активными проблемами, потребностями;

Стимулирование познавательного интереса учащегося к предмету, вызывающему у него наибольшее впечатление, как проявление «свободного выбора его любознательности» .

В качестве конкретных методических приёмов предлагалась :

работа в малых группах;

организация «живых бесед» ;

дискуссии;

кружки, секции;

проблемные вопросы, экскурсии.

В соответствии с этим наметились общие подходы к методам и их реализация в сотрудничестве .

Предусматривалось использование :

Исследование метода;

Создание в классе особой нравственно-интеллектуальной атмосферы, стимулирующей духовное развитие школьника;

Проблематизация материала;

Связь материала с жизнью;

Совместный поиск решения учебных задач педагогом и детьми .

Особо важны приёмы театрализации и драматизации, игры, создание условий для совместного исследовательского поиска.

Особый интерес для педагогики сотрудничества представляет система Е. Н. Ильина : преподавание литературы как предмета , формирующего человека. Ильин Евгенией Николаевич – учитель литературы школы 84-й г . Санкт-Петербурга. Он создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-эстетического курса, помогающего каждому учащемуся состояться Человеком. Целью системы является нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение ; преподавание в школах литературы как искусства .

В обучении предмету формула развития выглядит так : от опыта личности к анализу художественного произведения. Способ введения учащихся в структуру материала через «деталь» - «вопрос» - «проблему» универсален и может использоваться всеми учителями для создания проблемной ситуации на уроках. Ответ на поставленные проблемы реализуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы по Ильину это :

Человекоформирующий процесс, урок общения, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

Совместная деятельность педагога и ребят на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы , содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нём ставятся.

Вопрос-проблему Ильин предлагает ставить так, чтобы :

a) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращён не к самим учащимся, а именно к ребятам класса или конкретным детям;

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебной и дополнительной литературы , ознакомление с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

В каждом случае преследуется цель : помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Отсюда следует, что педагогическое сотрудничество должно совершаться на уровне современных культурных достижений.

Учитель не просто является примером, воссоздаёт культурный вариант взаимодействия ребёнка с миром. Не удивительно, что при таком тесном сотрудничестве происходит приобщение детей к истокам национальной культуры, её ценностям. Поэтому основная задача педагогического сотрудничества заключается в том , чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, чтобы они обменивались информацией и опытом и стремились понимать друг друга.

Идею педагогического сотрудничества на уроках литературы Ш . А. Амоношвили выразил в следующем : сделать ребёнка (учителя, родителей) добросовестным и заинтересованным соратником, единомышленником в своём же воспитании, образовании, обучении , сделать его равноправным участником педагогического процесса , заботливым и ответственным за этот процесс.

Таким образом, принцип педагогического сотрудничества на уроках литературы предусматривает установление атмосферы взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности педагога и обучаемых . Это новые деловые контакты, совместная постановка задач, совместный анализ процесса их решения и достигнутых результатов.

А. М. Новиков подчёркивает особую роль руководителей учебных заведений в создании «непринуждённой, творческой, демократической атмосферы» . Демократизация стала одним из качественных понятий нового времени . Это область многих проблем, встающих перед современным обществом. Это опорное понятие и для школы , которое охватывает все стороны учебного заведения, т. к. оно включает не только нормализацию отношений между государством и школой, но и между педагогом и учащимся .

Демократизация профессионального образования и теснейшим образом связанная с ней педагогика сотрудничества – это огромный поток проблем. Но решать их нужно безотлагательно – ведь демократизация общества по глубокой своей сути начинается, прежде всего, с демократизации школьной жизни.

1.2. Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста

Современные педагогические технологии выстраиваются на основе личностной ориентации педагогического процесса . Они представляют воплощение не только педагогики , но и гуманистической философии и психологии.

Педагогическое сотрудничество не родилось на пустом месте. А. В. Запорожец, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Б. И. Хачатуридзе… Вот далеко не полный перечень имён психологов, которые возглавляют психолого-педагогические эксперименты и обосновывают разные направления.

Ведущие психологи России видят главную задачу современной школы в том, чтобы на рубеже детства и отрочества учащиеся думали о любви как о нравственной доблести и красоте, увидели в жизни любовь как безграничную верность, преданность человека человеку. Там, где «отсутствует мысль, рождается нравственное опустошение, распущенность» , что довольно часто наблюдаем в современном обществе.

Что же сейчас значимо для подрастающего поколения, что является ценным в силу их возраста? Рассмотрим данные вопросы, опираясь на знания психолого-педагогических особенностей учащихся младшего подросткового возраста (5-7 классы) .

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15) . В этот период подросток проходит великий путь в своём развитии; через внутренние конфликты с самим собой и другими; через великие срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

В отрочестве подросток отчуждается от семьи, внешне это выражается в негативизме – в стремлении противостоять любые суждениям, предложениям. В то же время это показатель поиска собственной уникальной сущности, собственного «Я» , которое постепенно стремится к «Мы» . Но на этот раз «Мы» («Мы» - группа», У. Г. Саммер) составляют сверстники.

Отрочество – это тот период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками, что даёт возможность смотреть на себя по-новому.

Данный возраст при всей психологической сложности привлекает направленностью на созидание : нацеленность на поиск новых, продуктивных форм общения.

Отроки переосмысливают продукт интеллектуального труда и стараются его утвердить как продукт собственного мышления.

Большое значение в это время для ребёнка имеет социальная ситуация, когда наступает пора оценок близких. В поисках индивидуальности ребёнок начинает учитывать разные чувства и поступки, учиться заново строить отношения со своей семьёй.

Меняется внутренняя позиция не только к семье, но и к школе. Если в младших классах ребёнок был поглощён самоё учебной деятельностью, то теперь особый интерес проявляет во взаимоотношениях со сверстниками в процессе учения.

В стенах школы создаются условия для развития личности. Очень важно, кто из взрослых станет положительным примером, будет влиять на вкусы, убеждения ребёнка-подростка.

Как правило, формирование определённых черт характера тяжело как для самих подростков, так и для окружения; им трудно идти по жизни, находить общий язык с другими людьми.

Для некоторых школьников именно в этом возрасте судьба как бы предопределена : вырисовывается жизненный путь, внутреннее отношение к себе и другим.

Безусловно, конкретное время во многом определяет ориентации сензетивного к нему отрочества. Однако сегодняшнее время несёт пласты культуры предшествующих поколений, в то же время вбирая новое, создаваемое человечеством. Всё это формирует фон социальной ситуации, влияющей на развитие личности.

А какое же значение имеет учебная деятельность и ориентация на труд?

Безусловно, учёба в школе занимает особое место для подростка. Во многом интерес к предмету связан с качеством его преподавания. Большое значение имеет передача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить, что активирует, усиливает мотивацию учения.

В том возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем. Знания являются той ценностью, которая обеспечивает расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. Подросток ищет художественные и научные знания : ездит в художественные и научные музеи, ходит на лекции, в театры. В связи с этим содержание устных высказываний, всё большее место в них занимает описание, растёт число слов, словосочетаний, фраз оценочного характера. Повествования делаются более целенаправленными, последовательными и чёткими в композиционном отношении; возрастает объём устных высказываний, их синтаксический строй становится более разнообразным и развёрнутым.

Заметно развивается экспрессивная функция, выражаемая не только описанием, но и интонацией.

Однако, в отрочестве можно наблюдать, как отличает А. Я. Гальперин, некую прерывистость, разорванность звучания устной речи, которая возникает у подростка из-за недостаточного развития способности прогнозирования : часто последующая мысль теряется или он затрудняется её выразить. Предложения в устной речи зачастую наплывают друг на друга, в речи присутствует масса обрывков несформулированных предложений : пропускаются синтаксические паузы, но много пауз психологических и физиологических.

По словам Занкова Л. В., «из-за обострённой рефлексии на собеседника подросток во время построения речи часто эмоционально напрягается»; ребёнку легче мыслить, чем оформить свою речь. Всё больше значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать смысловые связи в изучаемом материале.

Что же касается ориентации на труд, то она во многом определяется возможностью самоутвердиться, что связано с тенденцией возраста найти своё место в жизни. Поэтому здесь важно увидеть склонности подростка и поддержать их. Подростки, имеющие проблемы в усвоении общих знаний на уровне требований государственной школы, получают возможность реализовать себя в прикладном мастерстве, спектаклях. Это даёт личности в 12-13 лет возможность почувствовать свою значимость в обществе. Д. И. Фельдтейн показал, что подростки стремятся утвердить и реализовать себя в общественно полезной деятельности.

Таким образом, идея выбора жизненного пути, выбора своих ценностных ориентаций, своего идеала, друга, профессии должна стать основополагающей целью творчества. Подростки, поняв глубинный смысл выбора, утверждающий собственное «Я» , обретают готовность взять на себя ответственность за свой выбор.

Определённые особенности имеют и тенденции общения подростка 11-13 лет. В творчестве отношения с родителями, учителями и другими взрослыми складываются под влиянием возникающего чувства взрослости. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых . В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Поэтому большое значение имеет в это время единое требование как в семье, так и в школе.

Общения во многом обуславливаются изменчивостью настроения, поведения в определённой степени характеризуются детскими реакциями, например, имитация чьего-либо поведения. Недостаток внимания, заботы и руководства болезненно воспринимаются подростком, а чрезмерная опека мешает юному созданию быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой.

В своей же среде дети 11-13 лет учатся рефлексии на себя и сверстника, в юношеских объединениях формируются собственные кодексы чести. Здесь высоко ценятся верность, честность, караются предательство, нарушение данного слова, эгоизм и т. д.

Группа создаёт чувство «Мы» , которое поддерживает и укрепляет внутренние позиции подростка. То есть диапазон подростковых ориентаций в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Очень важно иметь рядом с собой человека, который сможет тебя понять , поможет словом и делом, будет для подрастающего поколения образцовым положительным примером. Таковы тенденции в общении подростка. Рассмотрим, как они влияют на умственное развитие детей.

В подростковом возрасте развитие речи идёт, с одной стороны, за счёт расширения богатства словаря, с другой – за счёт усвоения множества знаний, которые способен закодировать словарь родного языка.

В этом возрасте ребёнка интересуют правила употребления тех форм и оборотов речи, которые наиболее затрудняют устную и письменную речь. «Как правильно написать?» , «Как лучше сказать?» - такие вопросы он постоянно задаёт себе.

В юношестве легко улавливаются неправильные и нестандартные формы речи у родителей, учителей; подросток находит нарушения несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. В этом случае подросток испытывает чувство юмора.

Стремящийся к развитию своей речи, он будет обращаться к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова, его правильное произнесение, выяснить для себя те вопросы стилистики, относительно которых существуют ясные указания.

Язык М. В. Ломоносова, Г. М. Державина, В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого становится не только исторической, но и духовной ценностью, обращающей звучание давно минувших дней, значения и мысли, которые создают глубинные связи настоящего с прошлым.

Стремление к прочувствованию языка в его историческом времени, соединение с родной историей, с классикой литературы развивает у подростка рефлективные способности на движения культурных и исторических процессов.

В речевой культуре необходимо умение не снижать своего верхнего уровня. Именно для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Особое место должен занимать учитель, который обязан быть образцом языковой культуры.

Как пишет Н. Ф. Талызина, «практика иногда очень легко разрешает вопросы о том, что допустимо и что нетерпимо в языке, особенно в школе, где первым и последним критическим судьёй является учитель…».

Именно обучение в школе оказывается тем фактором, который качественно изменяет направление познавательного развития. Школа сама по себе создаёт условия употребления языка, когда обсуждаемая ситуация только представляется.

Философ Мартин Бубер подчёркивает роль школы в формировании независимых ситуаций способов мышления. При этом уделяется особое внимание письменной речи, которая вводит ученика в особую реальность.

Таким образом, осваивая систему знаков, существующую в человеческой речевой культуре, подросток проходит длинный путь в развитии своего самосознания, постигает ценности культуры в процессе сотрудничества с окружающими людьми, созданные великим русским народом.

Но в дном возрасте активно развивается не только речевая деятельность, но и происходит совершенствование высших психических функций.

В отрочестве осваиваются графические схемы – представление о том, как предмет должен быть изображён; появляется стремление посещать художественные выставки. Рассматривая полотна великих мастеров, подросток начинает понимать необходимость изменить сложившуюся систему восприятия, стремится видеть предметы во всём их многообразии.

Приоритетное место занимает музыка. В ранних исследованиях Б. Г. Ананьева экспериментально установил, что музыка выступает в качестве регулятора поведения : «Являясь знаками аффективных состояний, музыкальные произведения организуют поведение…». Музыкальный ритм производит в организме физиологические изменения, которые подобны волнению или аффекту. Именно юношество наиболее сензетивно к воздействию музыки. Внимая ритму ребёнок погружается в развитие у себя музыкальных способностей : стремится совершенствовать мелодический слух, ладовое чувство, развивать гармонический слух, от чего испытывает глубокое духовное чувство.

В этот период у ребёнка и начинает вырабатываться формальное мышление. Подросток может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, действовать в логике рассуждения, хотя нормальное мышление по-прежнему срабатывает активно : происходят изменения отношений между действительным и возможным.

Таковы особенности, которые «помогают подростку приспособиться к обществу, построить свои идеалы» (Бубер М.) . Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что отрочество – это возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков.

Максимализм и лабильность позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков : от глубинной идентификации с другим к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жестокости.

Подростки озабочены собственной духовной, интеллектуальной, волевой сферой. Сравнения со сверстниками дают повод для рефлексии, направленной не только на самосовершенствование, но и на переживания по поводу своего несовершенства. И такая особенность самосознания и самооценки непосредственно отражается в поведении. Работа с подростками показывает высокую их сензетивность к общению и сотрудничеству системе прав и обязанностей.

Подросток уже способен понять и принять значение выбора как элемента современной культуры, когда он сам свободен и ответственно делает выбор.

Сегодня среди российских подростков существует многообразие типов :

Законопослушный, ориентированный на нормативность и самоограничение;

Отчуждённый, ориентирующийся на интеллектуальную и социальную независимость;

Агрессивно отчуждённый, ориентирующий себя через нарушения нормативности и т. д.

Тенденции, определяющие формирование типов социальных ориентаций подростков, следует выявлять и изучать в соответствии с каждым поворотом социальной ситуации, изменяющей общественное умонастроение.

Партнерство и взаимодействие между компаниями - необходимое условие бизнеса

  • ? Понятие и основные теории межфирменных взаимоотношений.
  • ? Виды партнерства и сотрудничества.
  • ? Основные характеристики сотрудничества и их анализ.

В условиях современной экономики значимость межфирменного взаимодействия, формирования партнерств и различных видов сотрудничества обусловлена желанием компаний быть успешными как на локальных, так и международных рынках, а также поиском конкурентного преимущества, так как сотрудничество позволяет компаниям обеспечить себе доступ к необходимым ресурсам, занять определенное положение на рынке, использовать знания, накопленные партнерами.

Как правило, компании создают межфирменные партнерства в целях:

  • ?увеличения инновационного потенциала при помощи комбинаций внешних и внутренних ресурсов, в том числе знаний;
  • ? сокращения издержек на создание и внедрение новых продуктов, технологий;
  • ? формирования продуктовых платформ, позволяющих быстро разрабатывать новые продукты, снижать общие затраты.

Совокупность сети партнерств поставщиков, потребителей, субподрядчиков, исследовательских центров, университетов, логистических операторов и других организаций называют «созвездием создания ценности» . Создание ценности, в свою очередь, представляет собой и результат процесса производства, и ресурс для дальнейшего производства.

Теоретические концепции межфирменного взаимодействия базируются на теориях трансакционных издержек, ресурсной зависимости, эволюционной теории и теории отраслевых рынков.

Фундаментальными теориями межфирменных взаимоотношений считается теория трансакционных издержек 0. Уильямсона, а также теория ресурсной зависимости Дж. Пфеффера и Дж. Саланчика. Согласно данным теориям, кооперация является результатом стремления компаний сократить издержки и уменьшить риски.

С позиции ресурсной теории межфирменная кооперация - это способ объединения имеющихся у компаний ресурсов, результатом которого может быть расширение ресурсного портфеля участников кооперации, а также появление дополнительного эффекта от масштаба. Таким образом, чем с большим числом различных по типу партнеров она кооперирует свою деятельность, тем большую выгоду она получит.

Развитие теории формирования партнерств и сотрудничества привело к формированию концепции «межфирменных взаимоотношений».

Межфирменные взаимоотношения можно определить как сумму обменов и контрактов между партнерами в течение определенного периода времени на основе выбранного партнерами механизма координации взаимоотношений, а также намерений сторон о будущем взаимодействии, основанном на взаимопонимании.

Виды партнерства и сотрудничества

Развитие партнерских отношений предполагает их разнообразные форматы. Участники сами определяют и выстраивают свои стратегии взаимодействия с партнерами. Совокупность форматов взаимоотношений - от единичных транзакций до вертикальной интеграции - была названа Ф. Уэбстером континуумом взаимоотношений (рис. 2.7).

Рис. 2.7.

Рассмотрим более подробно представленные на рисунке виды.

Единичные трансакции - отправной точкой по Уэбстеру является трансакция между двумя экономическими субъектами в конкурентном рынке. При совершенном рынке вся деятельность экономической организации проводится как набор дискретных, рыночных трансакций и практически вся необходимая информация содержится в цене продукта.

В парадигме традиционной микроэкономической максимизации прибыли фирма занимается рыночными трансакциями при необходимости обеспечения ресурсами (труд, капитал, сырье и т.д.), которые требуются для производства товаров и услуг. Каждая трансакция по существу является независимой, и фирма руководствуется исключительно ценовым механизмом свободного, конкурентного рынка, стремясь купить по самой низкой возможной цене. «Чистые» трансакции являются довольно редкими, хотя они знаменуют начало континуума.

Помимо расходов, связанных с назначенной ценой, возникают издержки, связанные с проведением самой трансакции. В эти расходы включаются расходы на определение самой низкой цены, ведение переговоров и заключение контрактов, мониторинг эффективности работы поставщиков, включая качество и количество доставленных грузов. Возникает вопрос: почему, невзирая на наличие трансакционных издержек, фирма продолжает операции на конкурентном рынке, в то время как у нее имеется возможность интернализации существенной доли обменов. Роберт Коуз предположил, что внутренние процессы создания ценности ведут к понижению эффективности предпринимательской функции и к неверному распределению ресурсов между теми сферами деятельности, в которых компания явно не могла бы тягаться со специализированными фирмами.

Повторяющиеся трансакции. Следующим шагом взаимоотношений являются повторяющиеся трансакции, которые предполагают достаточно частый обмен между компанией и клиентом. На данном этапе появляются зачатки доверия и лояльности.

Клиентам проще и удобнее совершать покупки в одном и том же магазине, приобретая уже знакомый продукт, сводя тем самым к минимуму время и силы, требующиеся для получения и обработки информации о вариантах выбора. Устанавливая более или менее постоянные отношения с поставщиками, клиенты имеют возможность выторговать более выгодные условия трансакций.

Долгосрочный контракт - в долгосрочных отношениях «покупатель - потребитель» цены становятся результатом взаимозависимости и, соответственно, определяемого уровня не только рыночными силами конкуренции. Особый смысл в этом случае приобретают качество, ритмичность поставок и техническая поддержка. Глобальная конкуренция вынудила многие компании перейти от конкурентных отношений с продавцами и покупателями к более тесному, характеризуемому большей взаимозависимостью партнерству.

Партнерства «потребитель - поставщик». На следующем шаге вдоль континуума доверие между контрагентами настолько высоко, что потребитель больше не рассматривает компании из рынка, а опирается на одного или нескольких производителей, обязующихся поставлять продукт 100%-ного качества в объемах и количествах, необходимых для обеспечения работы предприятия по крайне жесткому графику. Такая опора на сеть коллективных поставщиков в системе всеобщей взаимозависимости обеспечивает повышение качества продукции и уменьшение издержек на создание материально-производственных запасов. Входящие в группу компании обеспечивают взаимовыгодные долгосрочные отношения, могут владеть определенной долей собственности своих партнеров, как символ долговременного устойчивого характера сотрудничества. Эта устойчивость способствует созданию единого информационного пространства среди партнеров.

Стратегические альянсы. В некоторых случаях партнерские отношения между поставщиком и его клиентом приобретают форму совершенно нового предприятия, подлинного стратегического альянса. Одной из существеннейших его особенностей является ориентация всех участников союза на достижение некой стратегической цели. Наличие долгосрочной цели и отличает данную форму межфирменной кооперации от всех рассмотренных нами образований. Как отмечают Дж. Девлин и М. Бликли, «стратегические альянсы возникают в контексте долгосрочного стратегического плана компании и имеют целью улучшение или резкое усиление ее конкурентоспособности». Другая важная особенность стратегических альянсов - совместное использование ресурсов.

Существует несколько типов стратегических альянсов. Некоторые из них призваны обеспечит непрерывное обеспечение производства сырьем, комплектующими или услугами. Другие образуются между потенциальными конкурентами для того, чтобы сотрудничать в разработке смежных или конвергентных технологий, в разработке нового продукта или класса продуктов, или освоения нового рынка. Некоторые союзы образуются между производителями и реселлерами. Стратегические альянсы куда ближе к иерархической границе континуума, однако им совершенно не свойственна интернализация функций внутри фирмы. Напротив, они образуют отдельную единицу, которая должна находиться под бюрократическим и административным контролем.

Сетевые организации - комплексные многосторонние организационные структуры, возникающие на основе стратегических альянсов, обычно сочетающиеся с другими формами организации, такими как отделения, филиалы, или перепродавцами добавленной стоимости.

Основной характеристикой сетевой организации является ее конфедеративное устройство. Она представляет собой свободную гибкую коалицию, управляемую из единого центра, который берет на себя выполнение таких важных функций, как образование альянсов и управление ими, координация финансовых ресурсов и технологий, определение сфер компетенции и стратегии, а также соответствующие вопросы менеджмента, развитие отношений с потребителями и управление связывающими сеть воедино информационными ресурсами. Другая важная функция центра состоит в определении, разработке и установке стержневой компетенции, позволяющей фирме успешно конкурировать с другими участниками глобального рынка. Важнейшей стержневой компетенцией сетевой организации является способность развивать и контролировать стратегическое партнерство с потребителями, поставщиками, дистрибьюторами и т.д. Сетевая парадигма исходит из предположения, что каждая часть процесса или функции должна

Рис. 2.8. Форматы взаимодействия партнеров Источник: Hougaard, Bjerre, 2002.

находиться в компетенции специализированной, независимой структуры, эффективно организованной и управляемой, что позволяет ей находиться на мировом уровне.

При этом в рамках сотрудничества партнеры могут выбрать наиболее подходящий формат взаимоотношений: обмен (уровень транзакции), взаимодействие (уровень взаимоотношений), интеграция (объединение бизнес-процессов) (рис. 2.8).

Основные сравнительные характеристики представленных форматов взаимоотношений представлены в табл. 2.2.

Сравнительная характеристика форматов взаимоотношений в рамках партнерств

Таблица 2.2

Показатель

Формат взаимодействия партнеров

взаимодействие

интеграция

Экономическая трансакция

Интерактивное взаимодействие партнеров с целью развития, взаимной выгоды

Взаимосвязанные отношения с целью взаимной выгоды, обмена ресурсами и пр.

Коммуникации

Безличные, дистанционные

Близкое взаимодействие, основанное на приверженности, доверии

Межличностные и организационные

Продукт или бренд

Взаимодействие на индивидуальном уровне

Взаимосвязанные отношения между компаниями интегрированной группы

Управленческие инвестиции

Развитие способностей компании в области управления портфелем продуктов, ценообразования, продвижения

Инвестиции в установление и развитие отношений в области коммуникаций, с другой стороной

Инвестиции в создание позиции компании в бизнес-партнерстве компаний

Уровень управления

Функциональные менеджеры (маркетологи, специалисты по продажам, бренд- менеджеры)

Представители разных уровней, служб и функций в компании

Высшее руководство компании

Различные формы сотрудничества создают различные организационные формы и виды сотрудничества, в пределах которых используются механизмы интеграции. Среди механизмов интеграции выделяют вертикальную интеграцию, горизонтальную и формирование платформ.

Под вертикальной интеграцией понимают объединение компаний в цепочке процессов производства товаров и услуг, например, производство сырья, его переработка, производство продукции, сбыт и доставка.

Вертикально интегрированные компании контролируются одним владельцем. Каждая компания в производственной цепочке специализируется на производстве отдельных продуктов, частей продукта (узлов) или услугах для удовлетворения общих потребностей. При этом необходим четкий организационный дизайн, позволяющий компаниям понимать интерфейс взаимодействия друг с другом, так как интеграция модулей продукта зачастую довольно сложна. Таким образом, сотрудничество в разработке продукта в вертикально интегрированных структурах, основанное на специализации, создает потребность в разработке механизма взаимодействия между компаниями, т.е. интерфейсе такого сотрудничества.

Ярким примером вертикально интегрированной компании является агропромышленная компания «Мираторг». Компания сосредоточила такую производственную цепочку: выращивание продукта, сбор, его переработка, сортировка, упаковка, хранение, транспортировка и, наконец, продажа продукта конечному потребителю. Так, компании принадлежат 2 зерновые компании (381 000 га обрабатываемых площадей в 2013 г.); 4 комбикормовых завода (1 460 тыс. т кормов в год); элеваторы (мощности по единовременному хранению более 200 тыс. т зерна); 19 птицеводческих площадок и бройлерных птицеферм; 27 свинокомплексов; 33 фермы крупного рогатого скота; предприятие по убою и первичной переработке птицы мощностью 100 тыс. т продукции в год, расположенное в Брянской области, предприятие по убою и первичной переработке свинины мощностью 300 тыс. т продукции в год, расположенное в Белгородской области, предприятие по убою и первичной переработке КРС мощностью 130 тыс. т продукции в год, расположенное в Брянской области, завод по производству мясных полуфабрикатов (60 тыс. т в год, торговые марки «Мираторг» и GurMama), расположенный в Калининградской области; 6 низкотемпературных автоматизированных складов (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Екатеринбург, Самара, Воронеж; транспортная компания (более 1 тыс. единиц спец- техники); дистрибьюторская компания; сеть розничных магазинов «Мираторг». Фирма, контролирующая все или несколько звеньев подобной цепи, будет вертикально интегрированной.

Выделяют три вида вертикальной интеграции: вертикальная интеграция «вперед», «назад» и сбалансированная вертикальная интеграция.

Вертикальная интеграция «вперед» - получение контроля над компаниями, которые находятся ближе к конечному потребителю (или к последующему сервису и ремонту).

Вертикальная интеграция «назад», напротив, получение контроля над компаниями, которые производят сырье, необходимое при производстве продуктов.

Сбалансированная вертикальная интеграция - стремление получить контроль над всеми компаниями, которые обеспечивают всю производственную цепочку.

Так, компания «Мираторг» является примером сбалансированной интеграции.

Противоположность вертикальной интеграции - горизонтальная.

Горизонтальная интеграция - это взаимодействие компаний, производящих одни и те же товары и услуги.

В горизонтальных интегрированных структурах сотрудничество между компаниями обусловлено желанием разработки новой технологии или продукта, но отсутствием возможности сделать это самими. Сотрудничая, они могут разделить затраты и, таким образом, разработать новую технологию, продукт и пр. С помощью внутрифирменного сотрудничества они создают потенциал, чтобы достичь эффекта масштаба в развитии и производстве новых продуктов.

Примером горизонтальной интеграции является крупнейшая российская кондитерская группа «Объединенные кондитеры». Группа контролирует 18 кондитерских предприятий:

  • 1. ОАО Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь»;
  • 2. ОАО Кондитерский концерн «Бабаевский» (Москва);
  • 3. ОАО «Рот Фронт» (Москва);
  • 4. ОАО Тульская кондитерская фабрика «Ясная Поляна»;
  • 5. ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика»;
  • 6. ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой» (Санкт-Петербург);
  • 7. ОАО «Южуралкондитер» (Челябинск);
  • 8. ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» (Нижний Новгород);
  • 9. ОАО Благовещенская кондитерская фабрика «Зея»;
  • 10. ОАО «Воронежская кондитерская фабрика»;
  • 11. ОАО «Йошкар-Олинская кондитерская фабрика»;
  • 12. ОАО Кондитерская фабрика «Такф» (Тамбов);
  • 13. ЗАО Шоколадная фабрика «Новосибирская»;
  • 14. ЗАО Фабрика «Русский шоколад» (Москва);
  • 15. Филиал ОАО «Красный Октябрь» в г. Рязань (бывшая «Рязанская кондитерская фабрика»);
  • 16. Филиал ОАО «Красный Октябрь» в г. Коломна;
  • 17. Филиал ОАО «Красный Октябрь» в г. Егорьевск;
  • 18. Филиал ОАО «Южуралкондитер» в г. Златоуст (бывшая «Златоустовская кондитерская фабрика»).

Все эти компании находятся в одной и той же отрасли промышленности, на одной и той же ступени производства и являются примером горизонтальной интеграции.

Главной целью горизонтальной интеграции является усиление рыночных позиций. Например, объединение российских кондитерских фабрик произошло как реакция на усиление конкуренции со стороны западных кондитерских компаний, пришедших на российский рынок. Такая интеграция позволила «Объединенным кондитерам» добиться экономии на масштабе, расширить спектр производимых товаров и услуг, диверсифицировать внутренний рынок, сформировать новые конкурентные преимущества и занять одно из лидирующих положений на рынке.

Вместе с тем, как мы уже упомянули, партнерские отношения требуют анализа их эффективности. Общей характеристикой взаимосвязей компаний является взаимозависимость, определяющая вовлеченность сторон, готовность к адаптации и совместной работе. Взаимодействие компаний может происходить как на уровне общей структуры управления, так и на внутриорганизационном уровне. Ключевой моделью анализа взаимодействия считают модель ARA, разработанную группой IBM, название которой отражает первые буквы основных составляющих модели: actors - участники партнерства, resources - ресурсы партнерства, activities - процессы, деятельность участников партнерств.

Все рассмотренные составляющие модели - ресурсы, участники и процессы взаимодействия - следует анализировать как на уровне топ менеджмента компании, так и на внутриорганизационном уровне - внутренних подразделений компании (рис. 2.9).


Рис. 2.9. Модель анализа взаимоотношений в контексте компаний партнерства

  • § 2. Методы исследования в педагогической психологии
  • Частьii. Образование – глобальныйобъект педагогической психологии
  • Глава 1. Образование в современном мире § 1. Образование как многоаспектный феномен
  • § 2. Основные направления обучения в современном образовании
  • § 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
  • Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе § 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе
  • § 2. Обучение и развитие
  • § 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе
  • Частьiii. Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса
  • Глава 1. Субъекты образовательного процесса § 1. Категория субъекта
  • § 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
  • Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности § 1. Педагог в мире профессиональной деятельности
  • § 2. Субъектные свойства педагога
  • § 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога
  • § 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
  • § 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
  • Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности § 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности
  • § 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности
  • § 3. Студент как субъект учебной деятельности
  • § 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учеб­ной деятельности
  • Часть IV. Учебная деятельность
  • Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности § 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности
  • § 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности
  • § 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности
  • Глава 2. Учебная мотивация § 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации
  • § 2. Учебная мотивация
  • Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося § 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения
  • § 2. Навык в процессе усвоения
  • Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности § 1. Общая характеристика самостоятельной работы
  • § 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе
  • Частьv. Педагогическая деятельностьв разных образовательных системах
  • Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности § 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, со­держание
  • § 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации
  • Глава 2. Педагогические функции и умения § 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения)
  • § 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений
  • Глава 3. Стиль педагогической деятельности § 1. Общая характеристика стиля деятельности
  • § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
  • Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога § 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога
  • § 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ
  • § 3. Схема психологического анализа урока
  • Часть VI учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе
  • Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса § 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория
  • § 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие
  • Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество § 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция
  • § 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность
  • Глава 3. Общение в образовательном процессе § 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
  • § 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
  • Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности § 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
  • § 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии
  • Литература
  • Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество § 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция

    Вся система образования в России, и высшее образование в том числе, в настоящее время находится под влиянием идей, кото­рые были сформулированы в работах теоретиков общей и педа­гогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль­конин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) и передовых практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухо­млинский и др.). Эти идеи, в частности, нашли отражение в ут­верждении сотрудничества как одной из определяющих основ со­временного обучения. «Сотрудничество - это гуманистичес­кая идея совместной развивающей деятельности детей и взрос­лых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духов­ный мир друг друга, коллективным анализом хода и результа­тов этой деятельности...

    В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимули­рования и направления педагогом познавательных интересов уча­щихся» .

    Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический про­цесс как педагогику сотрудничества.

    Проблема учебного сотрудничества (коллективных, коопе­ративных, групповых форм работы) активно и всесторонне раз­рабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за ру­бежом (Х.Й. Лийметс, В. Дойз, С.Г. Якобсон, Г.Г. Кравцов, А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, Й. Ломпшер, А.К. Маркова и др.).

    Для обозначения учебной работы, основанной на непосредст­венном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учеб­ная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятель­ность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечествен­ной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозна­чающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой. Сотрудни­чество как совместная деятельность, как организационная сис­тема активности взаимодействующих субъектов характеризует­ся: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) един­ством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием по­зитивных межличностных отношений.

    Основные линии сотрудничества

    Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет со­бой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) учитель - ученик (ученики), 2) ученик - ученик в па­рах (диадах) и в тройках (триадах), 3) общегрупповое взаимодей­ствие учеников во всем учебном коллективе, например, в языко­вой группе, в целом классе и 4) учитель - учительский коллек­тив. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную генетически производную от всех других линий - сотрудничество ученика «с са­мим собой» (а может быть, это справедливо и для учителя).

    При анализе сотрудничества необходимо отметить, во-первых, что линия учитель - ученик(и), как правило, дополняется вза­имодействием по линии ученик + ученик, что обусловливается самим групповым характером учебной деятельности. Во-вто­рых, основные исследования направлены на изучение влияния сотрудничества на личностное развитие обучающегося (обучаю­щихся), на эффективность его (их) учебной деятельности. В ре­зультате убедительно показано, что учебное сотрудничество уче­ник - ученик как организационная форма обучения предостав­ляет значительные резервы не только для повышения эффектив­ности обучения конкретному учебному предмету, но и для раз­вития, формирования личности учащегося.

    Сотрудничество с разными субъектами

    Анализируя в целом специфику учебного сотрудничества с разными людьми на примере его осуществления детьми млад­шего школьного возраста, Г.А. Цукерман подчеркивает его важ­ ные особенности.«Построение учебного сотрудничества со взрослыми тре­бует создания таких ситуаций, которые блокируют возмож­ность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия.

    Построение учебного сотрудничества со сверстниками тре­бует такой организации действий детей, при которой сторо­ны понятийного противоречия представлены группе как пред­метные позиции участников совместной работы, нуждающи­еся в координации.

    Для того чтобы возникло учебное сотрудничество с самим собой, нужно учить детей обнаруживать изменения собствен­ной точки зрения» (выделено мною. -И.З.).

    Другими словами, сотрудничество обучающегося с разными субъектами учебного процесса характеризуется особенностями его содержания, структуры, что необходимо учитывать при его ор­ганизации.

    Общая характеристика влияния сотрудничества на деятельность

    Подавляющее большинство исследований сравнительной эф­фективности разных форм организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, соперничество, сотрудничество) сви­детельствует о положительном влиянии специально организован­ного учебного процесса в форме сотрудничества на деятельность его участников. Это выражается, в частности, в том, что в усло­виях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслитель­ные задачи (Г.С. Костюк и др., В. Янтос), лучше усваивается новый материал (В.А. Кольцова и др.). В работах Х.И. Лийметса, например, было показано активизирующее и мотивирующее влияние групповой работы учеников на повышение уровня их ком­муникативных умений .

    Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схе­ме «учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество в реше­нии тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%. Исследования показали также неоднозначность решения вопроса однородности (гомогенности) или разнородности (гетеро­генности) состава сотрудничающей группы и преимущества ор­ганизации внутригруппового сотрудничества по диадному, триадному или общегрупповому принципу. Однако, по данным мно­гих исследований, триада продуктивнее диады (Л.В. Путляева, Р.Т. Сверчкова, Я.А. Гольдштейн, Т.К. Цветкова) и общегруппового (7-12 человек) взаимодействия (Я.А. Гольдштейн), хотя коллективообразующие преимущества группы трудно переоце­нить (Л.А. Карпенко). Но в любом варианте организации сотруд­ничества оно эффективнее индивидуальной работы.

    Характеризуя преимущества триады, Л.В. Путляева и Р.Т. Сверчкова отмечают большую коллегиальность, большую аргументированность (за счет большего, чем в диаде, количест­ва возникающих мыслей), большую контактность и лабильность группы. Существенно, что появление в системе общения треть­его лица придает ей новое качество - рефлексивность. Отмечен­ные преимущества триады важно учитывать при организации об­разовательного процесса, ибо в практике обучения все еще наи­более распространены индивидуальные и диадные (работа в па­рах) формы работы при фоновой, часто не точно управляемой, фронтальной работе класса.

    Организация общегруппового сотрудничества представляет, конечно, еще большие (по сравнении с триадной организацией) трудности, но именно она может подготовить формирование группы как совокупного коллективного субъекта для равно-партнерского сотрудничества с учителем, где формируется коллективная деятельность. При этом принцип коллективной дея­тельности реализуется в трех планах: установкой обучающихся на коллективное творчество, активным участием каждого уча­щегося в решении поставленной задачи и выбором каждым уча­щимся личностно-значимого предмета деятельности в смысле зна­ния средств обозначения этого предмета, способов его выраже­ния и его предпочтения, что обеспечивает индивидуализацию учеб­ного процесса.

    Во все времена люди трудились над созданием механизмов сотрудничества и развязывания конфликтов. Эти методы используются во многих сферах жизни человека и общества для достижения целей определенного лица или группы людей. Зачастую именно совместная деятельность организаций, государств, предприятий приносит эффективный результат в той или иной сфере.

    Что такое сотрудничество?

    Сотрудничество - это деятельность нескольких сторон, благодаря которой все участники получают определенную выгоду. Сегодня известны различные формы экономического, политического, военного, экологического взаимодействия. В наше время особо актуальны вопросы сотрудничества, связанные с финансовой поддержкой, использованием природных ресурсов, военно-политическими объединениями, охраной окружающей среды, освоения космоса, развития бизнеса, коммуникационных сетей.

    О сути сотрудничества

    На самом деле сотрудничество — это процесс, в котором взаимодействующие стороны без применения насилия ищут способы удовлетворения общих интересов. Обстоятельства, в которых одна из сторон может достичь своих целей только в том случае, если того же может добиться и другой участник соглашения, можно назвать взаимовыгодным сотрудничеством. Другими словами, цели партнеров должны быть связаны между собой.

    Суть сотрудничества состоит в достижении общих целей партнеров, ожидании конкретной выгоды от исполнения договоренностей, обоюдном получении пользы. Эти три момента являются фундаментальными для любого договора о совместной деятельности.

    О международном сотрудничестве

    Существует неточное понимание выражения «международное сотрудничество». Иногда под этим термином подразумевается отсутствие конфликта или же избавление от его крайних форм.

    Сотрудничество ― это показатель взаимозависимости государств и организаций. Развитие международных отношений соорудило политические, экономические, природоохранные, культурные и религиозные системы взаимодействия. Например, в последнее время обостряются нерешенные вопросы, связанные с глобальными проблемами человечества. В этой сфере крайне объективно расширение международной деятельности, способствующей решению мировых проблем.

    К элементам развития деловых отношений относят дипломатические средства, координацию усилий по обеспечению безопасности, планы по урегулированию военных конфликтов.

    Почему международные связи интенсивно развиваются?

    Существует целый ряд причин, заставляющих усовершенствовать формирование взаимовыгодных отношений. Вот некоторые из них:

    • Неравномерное развитие экономики в некоторых странах. Каждое государство формирует свою структуру сельского хозяйства, развитие определенных видов промышленности, инфраструктуры, образования. Если определенное государство известно тем, что качественно производит какую-то конкретную продукцию, то эта специализация будет стимулировать развитие внешней торговли.
    • Неравенство в финансовых, сырьевых и людских ресурсах. Около 25 миллионов человек каждый год мигрируют в другую страну с целью найти работу. Некоторые страны Азии и Африки обладают огромными трудовыми ресурсами, тогда как в Америке и Европе не хватает рабочих рук. Добыча полезных ископаемых и наличие других видов сырьевых ресурсов способствуют развитию взаимовыгодных связей между странами, которые заключают соглашение о сотрудничестве. К примеру, некоторые государства кредитуют и инвестируют в различные организации других стран.
    • Неравенство в сфере научно-технического прогресса. Если страны обмениваются научными сотрудниками, проводят совместные исследования, разрабатывают новые технологии и заключают контракты в этой области, это тоже послужит на пользу обеим сторонам.
    • Специфика политических отношений. Этот фактор сильно влияет на объемы торговых оборотов. Дружественная внешняя политика увеличивает внешнеторговые обороты, а воинственная способствует разрыву экономических связей.

    Соглашение о сотрудничестве подразумевает активные действия государств-партнеров для взаимной координации в сфере экономики и политики, не приносящие вреда или отрицательных последствий тому или иному участнику соглашения.

    Выводы

    Поиск и развитие международных связей способствуют открытию доступа тому или иному государству-партнеру к мировому хозяйству, увеличивают экономический потенциал, обеспечивают ресурсные потребности нации. Итак, что же сегодня подразумевается под сотрудничеством?

    Сотрудничество ― это комплекс отношений, развивающихся на основе взаимообмена. В условиях современной реальности международные отношения выглядят как процесс установления диалога, сопоставления интересов, достижения консенсуса, механизмов приспособления в случаях несовпадения ценностей и в конфликтных ситуациях между регионами, странами и организациями.

    Точное логическое определение понятий - условие истинного знания.

    Если вы не верите в сотрудничество, посмотрите, что происходит с повозкой, потерявшей колесо.

    Наполеон Хилл

    Чтобы определить, что необходимо для эффективного сотрудничества с коллегами, руководителями и подчиненными, нужно вначале определить само понятие сотрудничества. Что это такое? О чем идет речь?

    Слово «сотрудничество» довольно широко используется в бизнесе, в политике, в повседневной жизни, в самых различных сферах. в разнообразных ситуациях и контекстах, поэтому кажется интуитивно понятным и не требующим объяснения. Можно встретить разнообразные сочетания: «международное сотрудничество», «внутрифирменное сотрудничество», «конкурентное сотрудничество», «сотрудничество в бизнесе», «сотрудничество в обучении», «стратегическое сотрудничество», «межкультурное сотрудничество», «равноправное сотрудничество», «долговременное сотрудничество», «эффективное сотрудничество», «стратегия сотрудничества», «отношения сотрудничества», «атмосфера сотрудничества» и др.

    Несмотря на кажущуюся самоочевидность и привычность в употреблении этого понятия, дать точное его определение оказывается не так просто. Частое использование термина в самых разных ситуациях размывает его семантику и делает ее зависимой от контекста. В результате каждый понимает сотрудничество по-своему.

    Но мы не можем мириться с таким положением. Нам необходимо четкое понимание того, о чем мы будем говорить на страницах этой книги.

    Чтобы разобраться, обратимся для начала к словарям.

    Возможно, именно самоочевидность термина привела к тому, что определение сотрудничества во многих словарях отсутствует. Например, этого слова нет в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Зато в нем дается определение понятию «кооперация», которое дефинируется с помощью понятия «сотрудничество»: «Кооперация - сотрудничество нескольких лиц для достижения какой-либо общей цели». (Легче не становится.)

    «Толковый словарь русского языка» [Ожегов. Шведова. 1993) определяет лишь глагол «сотрудничать» как «1. Работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. 2. Быть сотрудником...». «Большой толковый словарь русского языка» также дает определение только слову «сотрудничать» - «заниматься какой-либо деятельностью совместно с кем-либо».

    Словарь современного английского языка Лонгмана определяет сотрудничество (cooperation) как совместную работу с кем-то по достижению цели, которую вы хотите достичь вместе. В качестве синонима в английском языке часто используется термин «collaboration», имеющий, однако, в русском языке весьма негативный оттенок.

    На первый взгляд все просто и понятно. И многие с таким определением согласятся.

    Но что-то нас в таком понимании термина не устраивает. Возникает чувство, что словари не учитывают какого-то существенного компонента сотрудничества, упрощая его и сводя лишь к совместной работе людей. Однако наш опыт говорит нам, что люди называют сотрудничеством не любую совместную работу. Неслучайно руководители хотят, чтобы в уже работающих группах их подчиненных было больше сотрудничества. Одного факта совместной работы им мало.

    Чтобы понять, в чем дело, проанализируем упомянутые определения подробнее. Попробуем порассуждать логически, призывая на помощь здравый смысл и лингвистическую интуицию.

    Анализ дефиниций сотрудничества, дающихся в словарях, позволяет выделить три основных признака этого понятия. Во-первых. при его определении всегда имеется в виду наличие двух или нескольких человек. Без этого сама ситуация сотрудничества невозможна. Во-вторых, важным признаком сотрудничества является их совместная деятельность (участие в общем деле).

    Однако для точного определения нашего понятия этих призна­ков недостаточно. Если учитывать только их. то невозможно раз­личить. например, репетицию музыкального дуэта и казнь осужденного. В обоих случаях присутствуют два человека, участвующие в общем деле, которое без их участия невозможно. При этом вряд ли найдется человек, который наберется смелости назвать вторую из описанных ситуаций сотрудничеством. Тем не менее само понятие совместной деятельности важно, поскольку не любая деятельность нескольких лиц может называться совместной. Очевидно, не следует называть сотрудничеством такую деятельность нескольких лиц, в которой каждый из них совершает действия без соотнесения с действиями других, например совместный просмотр кинофильма в кинотеатре или выполнение каждым сотрудником отдела своего индивидуального задания без взаимодействия с другими сотрудниками. Совместность действий означает взаимодействие между участниками деятельности, в ходе которой они согласовывают и координируют свои действия с действиями других.

    Определение сотрудничества только как совместной деятельности явно недостаточно. Этому определению также легко соответствует ситуация конфликта или борьбы, поскольку им описывается только процесс (совместная деятельность), а не направленность их действий и не результат этого процесса. В борьбе участники тоже координируют свои действия с действиями другой стороны, но трудно назвать такую ситуацию сотрудничеством.

    В гораздо большей степени позволяет разграничить различные ситуации совместной деятельности третий признак: наличие общей цели . То есть не любые совместные действия рассматриваются как сотрудничество, а только те, которые направлены на достижение совместной цели участников, согласованной и принятой ими в качестве таковой.

    Сочетание этих трех признаков дает следующее определение: «Сотрудничество - это совместная деятельность нескольких (двух и более) лиц. направленная на достижение обшей (совместной) цели».

    Однако данное определение также оказывается уязвимым. Логически оно непротиворечиво, но интуитивно чувствуется, что в нем чего-то не хватает. Любое сотрудничество - это совместная деятельность. направленная на достижение общей цели. Но не любую совместную деятельность, направленную на достижение общей цели, можно назвать сотрудничеством. Например, заключенные ГУЛАГа и их надсмотрщики участвовали в связанных между собой процессах труда, в совместной деятельности и имели общую цель, но их отношения никак не назовешь сотрудничеством. Либо это вынужденное сотрудничество. В любом случае это «сотрудничество с оговорками".

    Возникает ряд вопросов. Достаточно ли такого определения для современного понимания сотрудничества? Любая ли совместная работа может быть названа сотрудничеством? Если один из двух людей. делающих что-то вместе, делает это по принуждению другого, назовем ли мы это сотрудничеством? Если общая цель навязана одним из них, будет ли эта ситуация сотрудничеством?

    «Сотрудничество» предполагает совместный труд двух и более людей. Если оставаться только в рамках такого «функционального» определения, то за его пределами оказываются многие аспекты и оттенки современного понимания этого термина. Как, скажем, понимать такие устойчивые выражения, как «дух сотрудничества», «атмосфера сотрудничества», «готовность к сотрудничеству», «отношения сотрудничества»?..

    Очевидно, простого «функционального» определения, фиксирующего только факт совместного труда, даже при наличии совместной цели недостаточно для более глубокого понимания феномена сотрудничества.

    Например, участники могут решать общую задачу - раздел ресурса, действуя совместно (деля его), но находясь в конфликте и борясь за этот ресурс. Такое взаимодействие никак нельзя назвать сотрудничеством. О нем можно говорить лишь в том случае, когда каждый из участников будет стремиться учесть не только свои интересы и цели, но и интересы и цели другого.

    Очевидно также, что в процессе эволюции языка произошло изменение смысла понятия «сотрудничество", оно приобрело дополнительные признаки. Эти признаки носят «идеологический", ценностный характер, то есть описывают отношение к понятию и его эмоциональное значение в обществе. Именно это и отражается в вышеперечисленных выражениях, таких как «дух сотрудничества". Само понятие «сотрудничество" в современном языке не является нейтральным и функциональным, описывающим только совместную деятельность как некоторый феномен, подобно физическим терминам, таким, например, как «атом", «теплоемкость" или «электромагнитное поле".

    В этом понятии неявно присутствует признак, характеризующий социальную приемлемость. Сотрудничество - это нечто позитивное и социально одобряемое, в отличие от конфликта. Это то, к чему нужно стремиться и что необходимо улучшать, в отличие от конфликта, который следует уменьшать и преодолевать.

    Этот признак социальной приемлемости проявляется в ситуации взаимодействия. И именно он наделяет понятие «сотрудничество" современным социально приемлемым смыслом. Речь идет о признаке, характеризующем отношения партнеров. Не всякая совместная деятельность, направленная на достижение общей цели, будет названа людьми сотрудничеством, а только такая, где между участниками присутствуют позитивные отношения, выражающиеся в добровольном принятии цели каждым из них и готовности достигать этой цели совместно. Именно наличие такого позитивного отношения друг к другу становится дополнительным и существенным признаком сотрудничества. Именно такие отношения мы называем отношениями сотрудничества. При этом речь не идет о дружбе или взаимной симпатии участников. Хотя последние, несомненно, повышают его эффективность.

    В связи с этим, правда, возникает вопрос: необходимы ли для сотрудничества позитивные эмоциональные отношения между его участниками? На первый взгляд нет. Сотрудники предприятия могут не иметь симпатий по отношению друг к другу и даже относиться неприязненно, но они могут принимать общую цель и стремиться к ее достижению, поскольку это им выгодно. Однако существует некоторая граница интенсивности негативных отношений, когда даже при принятии общей цели и личной выгоде от ее достижения кто-то отказывается действовать совместно только потому, что ненавидит другого или имеет «такие неприязненные отношения, что кушать не хочет". То есть существует некая индивидуальная граница эмоциональных отношений, определяющая начало сотрудничества. Ниже некоторого «порога" негативного эмоционального отношения сотрудничество невозможно. Конечно, этот порог индивидуален для каждого человека и для каждой ситуации.

    Компания А занималась дистрибуцией в большом количестве регионов. У нее было достаточно много крупных клиентов по всей стране. Во многом долгосрочное и взаимовыгодное партнерство было заслугой генерального директора и основателя фирмы. Хорошие (искренние и часто дружеские) отношения с руководителями компаний-клиентов позволят ему решать многие проблемы, возникавшие со срывами сроком поставки из-за трудностей с таможней. При возникновении сложностей он связывался с директорами клиентских кампаний и мирно улаживал конфликтную ситуацию. Директора понимали возникшие сложности и соглашались подождать, конечно принимая компенсацию неудобств в соответствии с условиями договора. Но однажды один из них, руководитель компании В, неожиданно сам позвонил генеральному директору компании А и «с порога» набросился на него с упреками, личными обвинениями и негодованиями, не выбирая выражений. Возможно, он просто был не в духе. Возможно, у него «накопилось". Но его эмоциональный тон был оскорбителен. Генеральный директор ответил: «Мы с тобой давно знакомы и находимся в хороших отношениях. Но даже это не дает тебе права так разговаривать со мной». Это, к сожалению, подлило еще больше масла в огонь. Теперь оскорбился директор компании В, отреагировав гораздо более эмоционально. Услышав в ответ новые оскорбительные реплики, директор А положил трубку, сказав, что не хочет продолжать разговор в таком духе. Отношения были испорчены. После этого компания В нашла себе другого поставщика, несмотря на менее выгодные условия с новым партнером. Директор А сделал для себя вывод: «Я понимаю, что потерял выгодный контракт и что рационально и стратегически - это неверное решение. Но я не готов все продавать за деньги. Мне важны отношения, в там числе и отношение ко мне. Для меня это тоже ценность. Если этого нет, то я готов отказаться от сотрудничества. С другой стороны, мне стало понятно, как важны отношения. И если я не хочу повторения этой ситуации с другими, я должен быть менее эмоционален и стараться сохранить отношения".

    Этот пример - один из многих, иллюстрирующих важность отношений для сотрудничества: их «величина» может повлиять на начало совместной деятельности, на продолжение или прекращение отношений партнерства. Анализируя влияние эмоциональных отношений на кооперативное взаимодействие, можно выделить три ситуации.

    · Эмоциональные отношения между участниками позитивны. Тогда с этой стороны нет препятствия для инициации и продолже­ния сотрудничества. Оно может состояться при наличии общей цели и желании ее достигать.

    · Эмоциональные отношения между участниками нейтральны. В этом случае также нет препятствия для партнерства. Если есть общая цель и желание ее реализовывать, то оно состоится.

    · Эмоциональные отношения между участниками негативны.

    Эта ситуация сложнее. При определенном уровне негативного отношения друг к другу сотрудничество все же может состояться, если его цель очень важна для каждого из участников, и выгода от ее достижения достаточно велика. То есть значимость цели «перевешивает» значимость негативных эмоций участников взаимодействия по отношению друг к другу. Так вынуждены сотрудничать работники одного подразделения организации, поскольку они объединены общей целью, а выгода проявляется в вознаграждении организацией результатов их работы. Хотя высокой эффективности такого сотрудничества ожидать трудно, совместная деятельность в этом случае возможна. Однако при достаточно высокой степени негативных отношений взаимодействие становится проблематичным. Даже при наличии выгод от достижения общей цели негативные эмоции перевешивают позитивные выгоды, и человек может отказаться от партнерства.

    Проведенный мысленный эксперимент, основанный на личном опыте, показывает, что для сотрудничества определяющим является не столько сам «знак эмоций» (положительных или (отрицательных), сколько соотношение значимости цели и значимости эмоций, или отношений, между участниками. При высокой важности цели сотрудничество возможно даже в случае негативных эмоциональных отношений.

    Если мы потерпели кораблекрушение, нам нужно построить плот, чтобы спастись. Это настолько важно, что мы забудем все распри между нами. Цель объединит нас. Но при сильных негативных отношениях между партнерами сотрудничество не состоится, даже если оно выгодно каждому из них.

    Если отношения между нами испорчены настолько, что мы ненавидим друг друга, то даже в ситуации кораблекрушения мы можем так и не построить плот. Или даже вообще не начнем его строить, а будем топить друг друга. При хороших же отношениях мы построим его быстрее и быстрее доплывем до цели. Правда, после спасения мы можем разбежаться в разные стороны или даже начать враждовать, если отношения не сложились.

    Эмоциональные отношения оказываются еще более значимыми для сотрудничества, когда речь идет не просто о совместной работе, а об ее эффективности. Для эффективного взаимодействия, кроме общей цели и координации действий, важны взаимопонимание, взаимопомощь, поддержка и доверие. А они возможны только при позитивном отношении партнеров друг к другу. Эффективное сотрудничество подразумевает позитивные отношения между участниками и даже требует их наличия. То же самое относится к формированию долгосрочных и устойчивых партнерских отношений.

    Если говорить о сотрудничестве как о долговременном и устойчивом взаимодействии и долговременных и устойчивых отношениях, то позитивные эмоциональные отношения являются для него необходимыми, а для эффективного сотрудничества - обязательными.

    Как уже говорилось, сотрудничество может быть более или менее эффективным. В повседневных ситуациях люди обычно понимают под сотрудничеством именно эффективное сотрудничество. Если оно протекает неэффективно, то говорят, что «нам не хватает сотрудничества" или «то, что происходит, это не сотрудничество". Тем самым в это понятие включаются такие признаки, как доверие, взаимопомощь, уважение, поддержка друг друга, хорошие или доброжелательные отношения, взаимопонимание, долговременность партнерских отношений и желание продолжить их. Когда люди говорят об отношениях сотрудничества, они говорят именно о таких отношениях.

    Одного только совместного решения задачи для сотрудничества недостаточно. Как недостаточно для сотрудничества одних «хороших отношений". К сотрудничеству приводит только их взаимное дополнение. Дружба предполагает хорошие отношения, но не обязательно ведет к сотрудничеству. Сколько угодно жизненных примеров говорят о том, что часто дружба разрушается из-за неэффективного взаимодействия, когда друзья начинают что-то делать вместе. Так же и совместная деятельность, если в ней начинают превалировать отношения. часто «вырождается» в «хорошие отношения», но без какого-либо результата. Либо отношения, испорченные в процессе совместной деятельности, приводят к ее прекращению. Поэтому эффективное сотрудничество должно включать в себя и успешное совместное достижение общей цели, и позитивные отношения между участниками.

    Сотрудничество - это интегральный процесс, объединяющий два других процесса: 1) процесс достижения совместной цели и 2) процесс формирования позитивных отношений.

    В сотрудничестве оба этих процесса необходимы и сбалансированы.

    Таким образом, следует различать «сотрудничество» вообще (1) и «эффективное сотрудничество» (2).

    Такое различение позволяет нам дать два определения.

    · Сотрудничество - это взаимодействие людей, направленное на достижение совместной (общей) цели.

    · Эффективное сотрудничество - это взаимодействие людей, направленное на достижение совместной (общей) цели и формирование позитивных отношений между ними.

    Скорее всего, словари упрощают определение этого понятия по сравнению с тем, какой смысл вкладывают в него люди. Вероятнее всего, люди понимают под сотрудничеством второе - эффективное сотрудничество.

    Для того чтобы проверить, так ли это, мы провели небольшое исследование, описанное в следующем разделе.

    Что еще почитать