Состояние между действительностью и возможностью. Возможность и действительность — категории материалистической диалектики. Также все возможности можно разделить на: прогрессивные, регрессивные и вариантные

Понятие возможности и действительности. Для выявления сущности объектов действительности в равной степени важно как исследование их настоящего, наличного состояния, так и изучение процесса их становления, генезиса. Постигнув же сущность, человек обретает способность заглянуть в будущее, предвидеть его, ибо

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 55.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 145.

общей чертой процессов изменения и развития, связанной с их непрерывностью, является обусловленность настоящего прошлым, будущего - настоящим. Диалектика взаимосвязи прошлого, настоящего, того, что появится в будущем при соответствующих условиях, отражается в категориях «действительность» и «возможность».

Категория возможности отражает тот этап становления явления, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции, присущей определенной действительности. Поэтому возможность следует определить как совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, становления новой действительности. В противоположность возможному как тому, что может быть, но чего еще нет, действительность есть ставшее, то есть осуществившаяся возможность и основа существования новых возможностей.

Поскольку любой процесс изменения и развития связан с превращением возможного в действительное, порождением этой новой действительностью новых возможностей и так далее, взаимосвязь возможного с действительным представляет собой общий закон изменения и развития в сфере объективного мира и познания.

Проблема возможности и действительности в истории философии. Вопрос о возможном и действительном привлекал внимание мыслителей еще в глубокой древности. Первую систематическую разработку его мы находим у Аристотеля. Он рассматривал возможное и действительное в качестве всеобщих сторон реального бытия и познания, как связанные моменты становления. Однако в ряде случаев Аристотель проявлял непоследовательность, допускал отрыв возможного от действительного. Так, в учении о материи"Как возможности, способной стать действительностью лишь через оформление, в котором осуществляется некая цель, мы находим пример метафизического противопоставления возможности и действительности, следствием которого явилась уступка идеализму в виде учения о «форме форм»- боге, «перводвигателе» мира и высшей цели всего существующего.

Антидиалектическую тенденцию аристотелевской философии абсолютизировала и сознательно поставила на службу идеализму и теологии средневековая схоластика. В учении Фомы Аквинского материя представлялась как неопределенная, бесформенная, пассивная возможность, которой придает действительное бытие лишь божественная идея - форма. Форма выступает активным началом, источником движения и его целью, разумной причиной осуществления возможного.


Субъективно-идеалистическую трактовку проблемы возможного и действительного дал Кант. Он отрицал объективное содержание этих категорий, утверждал, что «различение возможных и действи-

тельных вещей есть такое различение, которое имеет силу только субъективно для человеческого рассудка...» ". Возможным Кант считал то, мысль о чем не содержит противоречия. Такой субъективистский подход к возможному и действительному был подвергнут резкой критике Гегелем, развившим в рамках объективного идеализма диалектическое учение об этих категориях. Закономерности взаимосвязи возможного и действительного, гениально угаданные Гегелем, получили подлинно научное обоснование в философии марксизма, где впервые возможность и действительность были представлены в качестве категорий, отражающих соответствующие всеобщие и существенные моменты диалектического по своему характеру изменения и развития объективного мира и его познания.

Взаимосвязь возможности и действительности. Будучи противоположностями, возможное и действительное находятся в диалектическом единстве: они исключают друг друга по своим наиболее существенным характеристикам, но порознь не существуют. Возникая в недрах действительного и представляя будущее в настоящем, возможность тем самым уже обнаруживает всю относительность своей противоположности действительному. Через эту относительность реализуется непрерывность процессов изменения. Однако непрерывность тесно связана с моментами прерывности, включает их в себя: ведь реализуются далеко не все возникающие в недрах действительного возможности. Больше того, осуществление одних из них способно прерывать существование других.

Возможное и действительное, будучи взаимосвязанными ступенями всякого изменения, неотделимы друг от друга. Развитие любого явления начинается с вызревания предпосылок его возникновения, то есть с существования в виде возможности, которая способна осуществиться лишь при наличии определенных условий. Схематически это можно представить как движение от возможности, возникающей в недрах некоторой действительности, к новой действительности с присущими ей новыми возможностями.

Учет качественного своеобразия состояний, отражаемых рассматриваемыми категориями, имеет большое теоретическое и практическое значение. Лишь глубокое изучение действительности позволяет человеку вскрыть присущие ей возможности, оценить их перспективность и опереться на эти знания в своей практической деятельности. Действительность содержит в себе огромное множество возможностей, однако реализоваться способны далеко не все. Для реализации каждой из них требуются соответствующие условия, которые могут и не сложиться. В социальных процессах реализация тех или иных возможностей неотделима от практической деятель-

1 Кант И. Соч. В 6-ти т. М., 1966, т. 5, с. 430.

ности людей, которая успешна лишь в том случае, если она строится с учетом присущих действительности возможностей, объективных тенденций ее изменения. Цели, средства и способы этой деятельности в конечном счете также связаны с соответствующими объективными обстоятельствами. Вместе с тем сама практическая деятельность как процесс превращения цели (возможность) э результат, продукт деятельности (действительность) есть единство возможного и действительного. Естественно, что степень свободы и результативности указанной деятельности не безмерна. Она также регламентируется объективными закономерностями.

Таким образом, понимание диалектики возможного и действительного имеет большое практическое значение, ибо помогает выявлять возможности и сознательно бороться за осуществление тех, которые обеспечивают социальный прогресс.

Виды возможностей. Анализ действительности обнаруживает многообразие ее сторон и тенденций, множество объективно присущих ей возможностей. И эти различные возможности играют далеко не одинаковую роль в функционировании и развитии материальных образований, существующей действительности. Реализация одних возможностей обусловливает переход материального образования (вещи) из одного качественного состояния в другое в рамках той же самой сущности, реализация других предполагает изменение сущности материального образования, переход его в другое материальное образование. В процессе осуществления одних возможностей материальная система переходит от низшего к высшему, при осуществлении других - от высшего к низшему. Одни возможности касаются изменения качества, другие - изменения количества вещи. Одни возможности связаны с необходимым в вещи, другие - со случайным. Для осуществления одних возможностей условия могут создаваться в настоящее время, для осуществления других - лишь в далеком будущем. Неодинакова и связь между возможностями. Существование одних возможностей исключает существование других, имеются такие возможности, которые взаимополагают друг друга, и такие, которые переходят друг в друга, меняются местами и т. д.

Как известно, целенаправленное изменение природной и социальной действительности в процессе практической деятельности людей представляет собой осуществление определенных возможностей путем создания соответствующих условий. Если это так, ориентация людей в этой деятельности, выбор наиболее эффективного пути достижения того или иного практического результата существенным образом зависят от знания особенностей различных видов возможностей. Поэтому мы несколько подробнее остановимся на их классификации.

В качестве основы классификации возможностей, выделения их

видов мы возьмем всеобщие формы бытия, с которыми они так или иначе связаны. Так, все возможности можно разделить на две труп-пы в зависимости от того, чем они обусловливаются: необходимыми свойствами и связями или случайными. Возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта, называются реальными; возможности же, обусловленные случайными свойствами и связями,- формальными. Реальные возможности при соответствующих условиях осуществляются неизбежно, формальные - могут осуществиться, а могут и не осуществиться, поскольку природа случайности такова, что она порождается внешними факторами, стечением обстоятельств, в связи с чем может проявиться, а может и не проявиться.

Примером реальной возможности может служить возможность электронов и позитронов при взаимодействии превратиться в фотоны, поскольку это основано на законах их взаимодействия и при соответствующих условиях необходимо осуществляется; возможность ведения планового хозяйства в социалистическом обществе, связанная с господством общественной собственности на средства производства, необходимо присущим социализму. В качестве примера формальной возможности можно привести возможность рабочего в буржуазном обществе стать капиталистом, поскольку ее реализация связана со случайностью, с исключительно благоприятным стечением обстоятельств. Необходимые свойства и связи, законы, составляющие природу капиталистического общества, с неизбежностью препятствуют превращению рабочих в капиталистов, в собственников средств производства.

Различение реальных и формальных возможностей имеет большое значение для практической деятельности: в постановке целей, разработке программ, во всех своих действиях человек должен исходить из реальных возможностей. Формальные возможности не могут быть основой планомерной деятельности.

Возможности реализуются лишь при наличии соответствующих условий. И в зависимости от того, как они связаны с этими условиями, они делятся на конкретные и абстрактные возможности. Первые - это такие возможности, для осуществления которых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия; вторые - это возможности, для осуществления которых в настоящее время нет соответствующих условий, они могут появиться в случае достижения материальным образованием необходимой стадии развития. Например, возможность экономических кризисов в условиях капиталистического общества является конкретной. Для ее осуществления могут сложиться и периодически складываются соответствующие условия. Возможность же экономических кризисов в простом товарном производстве является абстрактной, ибо здесь еще нет необходимых условий для экономического кризиса, чтобы они

появились, простое товарное производство должно превратиться в капиталистическое, а последнее должно достигнуть известной зрелости.

Если посмотреть на формальные возможности через призму абстрактных и конкретных возможностей, нетрудно заметить, что первые окажутся абстрактными, поскольку реальные условия для их осуществления, как правило, отсутствуют. Если же в силу стечения обстоятельств сложились соответствующие условия для реализации той или иной формальной возможности, она превращается в реальную возможность, поскольку в этих сложившихся условиях она осуществляется с необходимостью, основывается на необходимой связи причины со следствием.

Различие возможностей конкретных и абстрактных имеет важное значение на практике. Дело в том, что абстрактныевозможности основываются на необходимых свойствах и связях, обусловлены законами функционирования и развития материального образования. Поэтому их часто пытаются использовать для разработки конкретных планов деятельности, конкретных программ преобразования действительности, не задумываясь над тем, что для реализации этих возможностей, а следовательно, и для реализации этих планов отсутствуют условия.

При разработке текущих планов развития народного хозяйства, определении путей решения назревших практических задач следует опираться на конкретные возможности, для осуществления которых имеются реальные условия. На современном этапе развития нашей страны такого рода возможностями, например, могут служить: возможность перехода народного хозяйства на преимущественно интенсивный путь развития; возможность значительно увеличить выпуск конечной продукции из уже имеющихся ресурсов; возможность тесной интеграции науки с производством и др. Что же касается абстрактных возможностей, то их следует учитывать при определении перспектив развития общества, тех или иных областей социальной и природной действительности.

В связи с такими всеобщими формами бытия, как сущность и явление, все возможности делятся на сущностные и функциональные. Сущностными являются такие возможности, осуществление которых сопровождается изменением сущности вещи, а функциональными те, реализация которых вызывает изменение тех или иных свойств вещи, ее состояний в рамках той же самой сущности. Например, возможность электронов и позитронов при их взаимодействии превращаться в фотоны представляет собой сущностную возможность. Ее реализация обусловливает изменение сущности вступивших во взаимодействие элементарных частиц. Возможность электрона, входящего в тот или иной атом, перейти из одного стационарного состояния в другое, излучив определенное количество

энергии, является функциональной, она обусловливает изменение его состояния с сохранением сущности.

Различение возможностей сущностных и функциональных имеет большое значение на практике, когда в процессе воздействия на природную и социальную действительность с целью ее преобразования в определенном направлении предполагается изменение или сохранение сущности соответствующих материальных образований, тех или иных их свойств и состояний.

Учитывая, что в результате реализации одних возможностей материальное образование переходит от низшего к высшему, в результате реализации других - от высшего к низшему, в результате реализации третьих - из одного в другое в рамках той же самой ступени развития материальных форм, мы можем все возможности разделить на прогрессивные, регрессивные и вариантные. Прогрессивными называются возможности, осуществление которых вызывает изменение материального образования от низшего к высшему; регрессивными - возможности, обусловливающие изменения системы от высшего к низшему; вариантными - возможности перехода одной конкретной реальности в другую в рамках одной и той же стадии развития. Прогрессивной возможностью, например, будет возможность перехода капиталистического общества в социалистическое; регрессивной - возможность установления в ходе реакционного переворота в государстве национальной демократии военной диктатуры, выражающей интересы наиболее реакционной части буржуазии; вариантной - приход к власти одной буржуазной партии вместо другой, потерпевшей поражение на выборах.

Знание особенностей прогрессивных, регрессивных и вариантных возможностей позволяет людям лучше сориентироваться в определении путей решения тех или иных практических задач, правильно оценить политику, проводимую теми или иными партиями, государствами.

В зависимости от того, качественная или количественная определенность вещи или какого-либо ее свойства изменяется вследствие осуществления той или иной возможности, различаются возможности качественные и количественные. Первая - это возможность, осуществление которой приводит к изменению качества вещи; вторая - возможность, обусловливающая изменения той или иной количественной характеристики.

Например, качественной будет возможность превращения в процессе развития одного вида растений в другие, количественной - возможность увеличения числа особей того или иного вида путем их размножения. Выделение и учет этих видов возможностей в процессе практической деятельности людей, связанной с достижением и качественных и количественных результатов, играют важную роль.

Рассмотрение возможностей через призму отношений противоречия и соответствия позволяет выделить такие виды их как исключающие и сосуществующие. Исключающей называется возможность, с реализацией которой другая возможность исчезает, становится невозможной; сосуществующей - возможность, превращение которой в действительность не ликвидирует другой возможности.

Деление возможностей на сосуществующие и исключающие помогает людям лучше ориентироваться в процессе их практической деятельности, определить пути и формы преобразования тех или иных сторон, явлений природной и социальной действительности.

Материя имеет бесчисленное множество возможностей, указывающих на ее неисчерпаемый характер и безграничность развития.

Глава VIII ПОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Возможность и действительность

философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность - это то, что уже возникло, существует. Возможность - это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью. Введены древнегреческим мыслителем Аристотелем в связи с критикой предшествовавшей философской традиции, которая в вопросах возникновения и движения не выходила за рамки мифологического истолкования: «двуначальный» (мужское - женское) подход к порождению и порожденному («природа»), циклическая трактовка движения («рождение - детство - юность - зрелость - старость -смерть»). Аристотель предложил новое понимание, связанное с удвоением бытия: «... Возникновение может совершаться не только - привходящим образом - из несуществующего, но также можно сказать, что всё возникает из существующего, именно из того, что существует в возможности, но не существует в действительности. И именно к этому бытию сводится единое Анаксагора; ибо лучше его формулы „все вместе”... сказать: „все вещи были вместе - в возможности, в действительности же - нет”» (Met. XII, 2, 1069 b 20-26; рус. пер., М. - Л., 1934). Тем самым был открыт путь к логической интерпретации движения, под которым Аристотель понимал переход «... из одного определённого данного в другое» (там же, 1068 а 7). В этом исходном варианте В. и д. отнесены к совокупности форм существования материи и связаны друг с другом через необходимость, которая и обеспечивает при переходе возможных форм в действительные выполнение законов формальной логики: стать действительной может одна и только одна из возможных форм существования. Выбор возможной формы и её перевод в действительность осуществляются, по Аристотелю, целевой и действующей причинами, причём наличное бытие (энергия) оказывается действительностью двоякого рода: продуктом внешнего определения и продуктом самоопределения (Энтелехия), доступного лишь одушевлённым существам.

Аристотелевское понимание В. и д. с небольшими изменениями господствовало до 17 в., когда формулирование принципа инерции позволило обосновать идею самодвижения неживой природы и её самоопределения через взаимодействие. Необходимость в душе как особом механизме исчезла, и Т. Гоббсом было предложено новое, «контактное» толкование В. и д., основанное на вероятности причинно-обусловленного события (см. Избранные произведения, т. 1, М., 1965, с. 157-58).

В трактовке И. Канта В. и д. отнесены к представлениям, связанным с модальностью и с существованием во времени: возможность рассматривается как сумма представлений о вещи за неопределенное время, действительность - как существование в определённое время, необходимость - как существование предмета во всякое время (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 225-26). Вместе с тем эти категории выступают и как постулаты эмпирические исследования, отнесённые к разным моментам научного познания: «1. То, что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятия), возможно. 2. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. 3. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо» (там же, с. 280). Тем самым категория возможности была отнесена к нормам мышления, позволив различить логическую, реальную и практическую возможность. Общим для систем Ф. Шеллинга и Г. Гегеля является утверждение изначальной определённости, «запрограммированности», не оставляющей места выходу за рамки наличного тождества деятельности и действительности; поэтому любое изменение системы обнаруживается апостериорно как очередной момент предзаданной временной целостности (что весьма напоминает этапы мифологического цикла). При таком подходе возможность выглядит обеднённо, как абстрактный момент действительности, а отношение В. и д. представляется как единство внутренней и внешней вещи в её свойствах и относящегося к ней многообразия обстоятельств при явном примате действительности. Вместе с тем рассмотрение В. и д. как категорий бытия, отвергнутое Кантом, позволило Гегелю сформулировать тезис о разумности действительности и вытекающей отсюда необходимости познания её реальных возможностей - условии разумности деятельности.

Категории В. и д. в марксизме, обобщившем достижения и сохранившем преемственную связь с предложенными Аристотелем, Гоббсом, Кантом и Гегелем схемами, органично связаны с производительной деятельностью и специфически социальными характеристиками общественного бытия. В. и д. рассматриваются в марксизме прежде всего как свойства бытия. Эта тенденция в анализе В. и д. продолжает и обобщает линию, представленную Аристотелем и Гегелем (с учётом различий в других пунктах этих концепций). Основная линия марксистского анализа В. и д. состоит в том, чтобы рассмотреть их как моменты познания действительности с целью её изменения и раскрыть связь структур бытия и категорий мышления.

М. К. Петров.

Интерпретируя В. и д. как соотносительные понятия, выражающие основные моменты движения и развития бытия (См. Бытие), диалектический материализм рассматривает возможность как менее богатое и конкретное понятие, чем действительность в широком смысле, т. е. объективный мир в целом с присущим ему различием, в том числе противоборствующими тенденциями. Марксизм указал на 2 взаимосвязанных момента: на внутреннее беспокойство, самодвижение, присущее бытию, которое по мере развития реализует свои собственные возможности, и на роль человеческой деятельности, общественной практики, которая имеет дело с определённым спектром возможностей (в том числе и создаваемых в самой человеческой истории) и превращает их в действительность. Действительность в узком смысле и есть реализация существующих потенций бытия и практики как его социальной формы. В этом смысле человеческая история - это история раскрытия объективных возможностей бытия, их реализация, создание новых объективных социально-культурных возможностей и их воплощение в практике.

В зависимости от характера закономерностей, лежащих в основе того или иного типа возможностей, различают абстрактную и реальную возможности. Абстрактная возможность противостоит невозможности и вместе с тем не может непосредственно превратиться в действительность. Реальная возможность предполагает наличие объективных условий для её реализации. Различие между этими двумя типами возможности относительно, так как оба они основаны на объективных, хотя и разного порядка, закономерностях. При изменении условий абстрактная возможность может перерасти в реальную. Классический пример такого превращения дан К. Марксом при анализе генезиса кризисов: в условиях капитализма абстрактная возможность кризиса, возникающая из разделения процесса обмена на два акта - купли и продажи, становится реальной возможностью, которая превращается в действительность. Степень возможности того или иного явления выражается через категорию вероятности (См. Вероятность).

В существовании и развитии любого объекта воплощено единство противоположных тенденций и потому содержатся возможности разного уровня, направления и значения. Конкретная совокупность реальных условий определяет, какая из возможностей становится господствующей и превращается в действительность; остальные же либо превращаются в абстрактную возможность, либо вообще исчезают. Различают объективные и субъективные условия превращения возможности в действительность. Последние специфичны для общества: здесь ни одна возможность не превращается в действительность, помимо деятельности людей. Вместе с тем субъективный момент деятельности открывает возможности для её волюнтаристского истолкования и соответствующих попыток реализации. Однако произвол в истории раньше или позже терпит крах именно в силу того, что он игнорирует реальные законы действительности, её реальные возможности. Марксизм подчёркивает решающую роль активности человека, его творческих усилий в реализации возможностей, в превращении осознанных тенденций общественного развития в действительность.

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Крах II Интернационала, Полн. собр. соч.,5 изд., т. 26, с. 212- 219; его же, Философские тетради, там же, т. 29, с. 140-42, 321-22, 329-30; Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия философских наук, Соч., т. 1, М. - Л., 1929; Проблема возможности и действительности, М.-Л., 1964; Арутюнов В. Х., О категориях возможности и действительности и их значении для современного естествознания, К., 1967.

Л. Е. Серебряков.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Возможность и действительность" в других словарях:

    Соотносительные филос. категории, характеризующие два основных этапа в изменении и развитии предметов, явлений, окружающего мира в целом. Действительность (Д.) есть такое состояние предмета или мира, которое реально, актуально существует в данный … Философская энциклопедия

    возможность и действительность - ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Возможностью называют заложенную в объектах предрасположенность (диспозицию, способность) к возникновению новых объектов, реализовавшуюся возможность называют действительностью, а переход возможности в… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Философские категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений; возможность тенденция развития предмета; действительность объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности. Различают абстрактную, или… … Большой Энциклопедический словарь

    Возможность и действительность - ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, философские категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений; возможность объективная тенденция развития предмета; действительность объективно существующий предмет как результат реализации… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой ставшую реальность. Если понятие В. выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его… … Новейший философский словарь

    ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - основополагающие философские и богословские категории, обнаруживаемые уже в первых попытках познания Бога, мира и человека в культуре разных народов. Специальному анализу категории В. и д. были подвергнуты в античной философии. Лат. actus et… … Православная энциклопедия

    ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - соотносительные, «полярные» друг другу категории, отражающие две ступени становления и развития всякого объекта. Возможность есть что то фактически существующее, это тенденция, которой противостоят одна или несколько других тенденций. Возможность … Тематический философский словарь

    - (филос.), специфические модусы бытия, подробно охарактеризованные Аристотелем в связи с анализом движения, изменения, становления (см. Акт и потенция). Различают абстрактную, или формальную (для осуществления которой нет всех необходимых условий) … Энциклопедический словарь

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – в широком смысле действительность трактуется как мир в целом, объективная реальность в единстве ее настоящего, прошлого и будущего, включающая и все возможности. В узком смысле действительность, противопоставляемая возможности, – это реальность, существующая в настоящее время.

Р. Декарт определял возможное как мыслимое ясно и отчетливо: законы мышления, в частности логики, являются первичным фильтром, отделяющим возможное от невозможного. Именно по этому критерию Декарт исключает из числа возможного круглый квадрат (такую возможность называют логической). Более конкретна теоретическая возможность, которая вытекает не из законов познания, а из законов природы и общества, взятых в чистом виде. Теоретическая возможность соотносится не с действительностью, а с миром абстрактных объектов и выражается диспозиционными предикатами: «делим», «растворим», «смертен» и т.д. Третья разновидность возможности, эмпирическая, является самой конкретной. Она определяется всем содержанием действительности: как показала синергетика, в точках бифуркации макровозможности зависят даже от процессов, совершающихся на микроуровне.

Возможность соотносится не только с действительностью, но и с будущим. Будущее одно, возможностей – множество. Ту из них, которая всегда превращается в действительность и для которой не существует противоположности, называют необходимой. Необходимость контрарно противоположна невозможности. Невозможность, как и возможность, может быть теоретической (напр., невозможность вечного двигателя) и эмпирической (напр., невозможно, находясь на Земле, увидеть обратную сторону Луны). Если необходимости поставить в соответствие 1, а невозможности (которую иногда трактуют как вырожденный случай возможности) – 0, то все множество оставшихся возможностей будет соответствовать числам, находящимся между 0 и 1.

В истории философии активно обсуждался вопрос, существуют ли эти «промежуточные» возможности, или есть только две крайние – необходимость и невозможность. Согласно одной точке зрения, никакой однозначной предопределенности будущего настоящим нет: любая из возможностей может стать действительностью благодаря т.н. свободной причинности. Согласно второму подходу, будущее однозначно предопределено настоящим, которое в свою очередь столь же однозначно предопределено прошлым. Следовательно, возможность, отличаемая от необходимости, – это понятие, констатирующее не объективное положение вещей, а уровень нашего знания о нем. Чем большее число факторов мы учитываем при предсказании будущего, напр. при прогнозе погоды, тем больше возможностей исключаем. В пределе остается одна – та, которая совпадает с будущим и является необходимой. Противостояние этих двух концепций носит антиномический характер. Эксперимент, который позволил бы предпочесть одну из них, предполагает всеведение, что невозможно. Поэтому выбор между ними определяется не конкретно-научными знаниями, а мировоззренческими постулатами. По предсказательной же силе они равноценны. Такими предсказаниями занимается специальная наука – теория вероятностей.

Категории «возможность», «действительность» и «необходимость» играют фундаментальную роль не только в философии, но и в логике, являясь основанием для различения суждений возможности (проблематических), действительности (ассерторических) и необходимости (аподиктических). Для их определения используют введенное Лейбницем понятие возможного мира. При этом необходимость приравнивается к истинности в каждом возможном мире, а возможность – к истинности в одном из возможных миров.

(cкачиваний: 93)

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

Введение.............................................................................................. 3

Причина и следствие........................................................................... 5

Необходимость и случайность........................................................... 6

Возможность и действительность....................................................... 7

Заключение.......................................................................................... 9

Список использованной литературы................................................. 10

Введение

Категории диалектики - это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики.

Основные категории диалектики - материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма и др. - являются универсальными, предельно общими, и применимы поэтому ко всем без исключения явлениям действительности.

Категории диалектики, будучи отражением реального мира в сознании человека, имеют объективный характер , т.е. не являются плодом выдумки, фантазии человека, а отражают то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей. Они являются не ‘пособием’ человека, а выражением всеобщих закономерностей природы и общества. Объект всех категорий один - реальный мир. Различные философские категории позволяют увидеть его каждый раз с новой стороны, представляют собой своеобразные его ‘срезы’. Каждая категория имеет свое специфическое содержание соответственно тому, какие аспекты, моменты объективной реальности и познания (в их всеобщих характеристиках) выражаются в ней.

Вместе с тем категории субъективны в том смысле, что представляют собой ступени выделения человека из природы, т.е. ступени познания мира. Категории диалектики, с одной стороны, характеризуют всеобщие свойства реальных предметов, а с другой - являются логическими формами, в которых фиксируется знание о данных предметах. Поэтому субъективный характер категорий выражается также в том, что они являются абстракциями, отвлечениями от объективной действительности и представляют собой сокращения бесконечной массы частностей внешнего мира и деятельности.

Поскольку в окружающем нас мире все явления взаимодействуют, изменяются, развиваются, то и категории диалектики неразрывно связаны между собой, представляют целостную динамическую, систему. В этой системе они расположены не произвольно, а находятся в отношении субординации, выведены одна из другой путем восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному в процессе диалектического отражения развивающейся действительности. В процессе все более полного и глубокого отражения последней происходит как обогащение содержания давно известных категорий (качество, движение, противоречие и др.), так и возникновение новых понятий (система, структура, элемент и др.), которые будучи доведенными до определенной философской «кондиции» могут быть включены в содержание диалектики.

Следовательно, категории материалистической диалектики как Логики и теории познания в их развивающейся системе имеют: во-первых, онтологическое значение, поскольку являются отражением в ходе практики связей и отношений объективной действительности в ее целостности и развитии, выражают ее всеобщие закономерности; во-вторых, гносеологическое значение, поскольку выступают этапами процесса познания, дают самую общую картину этого процесса; в-третьих, логическое значение, поскольку являются формами мышления; в-четвертых, методологическое значение, поскольку представляют собой способ движения мысли от незнания к знанию, от менее глубокого знания к более глубокому; в-пятых, мировоззренческое значение, поскольку в них выражена определенная система взглядов на мир, которая дает диалектико-материалистическое понимание происходящих в нем событий и соответствующим образом ориентирует людей в их жизни; в-шестых, «практически-действенное» значение, поскольку, взятые в их системе, категории диалектики есть всеобщие регулятивы не только познания, но и изменения мира.

Причина и следствие

Одним из важных типов всеобщей связи является причинно-следственная связь. В ней причина - то, что вызывает следствие, следствие - результат действия причины. Но как правильно понимать причину? Причиной явлений правильно считать не какой-либо отдельный фактор, а в конечном счете взаимодействие сил, тел, процессов или внутренних элементов, сторон процессов и систем. Взаимодействие оказывается главным источником возникновения, изменения, исчезновения явлений, т.е. рождение следствия, а следствие есть результат указанного взаимодействия. При этом важнейшим видом взаимодействия выступает противоречие - источник изменений.

Причинно-следственная связь характеризуется некоторыми чертами. Она объективна - существует в самой действительности независимо от сознания. Она всеобща - любое событие, или явление, всегда имеет свою причину, беспричинных явлений не бывает. Она носит необходимый характер - определенная причина всегда при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие. Причина отличается от условий, т.е. совокупности внешних причин (внешних взаимодействий). Она активный, действующий фактор, вызывающий событие. Условия сами следствия вызвать не могут, хотя нужны для наступления события, способствуют ему.

Среди внешних причин может существовать такая причина, которая непосредственно влияет на главную причину и ускоряет процесс появления следствия. Эту внешнюю причину называют поводом . Например, поводом ссоры людей в трамвае может служить случайный толчок одним другого. Хотя истинная причина ссоры - плохая работа транспорта и вызванная этим напряженное состояние людей. Повод можно искусственно создать. Наиболее сложный характер имеет причинная детерминация в обществе, где связь явлений и процессов усиливается деятельностью людей, их интересами, мотивами, целями, идеалами, волей, эмоциями. Но связи между причинами и следствиями могут носить не только необходимый, жестко обусловленный, но случайный характер.

Познанию вероятностных причинно-следственных связей помогают диалектические категории: необходимость и случайность, возможность и действительность . По вопросу о причинности постоянно происходила и происходит борьба между основными философскими направлениями. Материалисты отстаивают принцип детерминизма, утверждающего всеобщий и объективный характер причинности. Субъективные идеалисты стоят на противоположной точке зрения, на позициях индетерминизма, отрицающего всеобщность и объективность причинности (Юм, Кант, Мах). Объективные идеалисты (Гегель) как будто бы не отрицают причинность, но причины у них - идеальные, сверхъестественные, божественные явления. Но вся общественно-историческая практика, данные науки подтверждают принцип детерминизма, его материалистические основания.

Необходимость и случайность

Для глубокого раскрытия содержания этих категорий следует рассматривать их в единстве и взаимосвязи. Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними причинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Случайность , существующая вместе с необходимостью, есть явление объективное. Она вытекает из внешних связей, а поэтому может быть или не быть. Случайность связана с единичным, тогда как необходимость связана с общим.

Как и все явления, случайные явления имеют свои причины. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного сознания. Для правильного понимания случайности важно уяснить ее относительность. Абсолютной, то есть случайной во всех отношениях, случайности нет. Какое-то явление может быть случайным лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другом отношении это же явление необходимо. Для развития науки случайно, какой ученый, где и при каких обстоятельствах сделал то или иное открытие. Но жизнь и деятельность ученого, сделавшего открытие, обычно показывают, что он пришел к нему не случайно, оно оказывается необходимым результатом его воспитания, интересов, целеустремленной работы. Да и общая тенденция развития данной науки определяет эту необходимость. Часто случайность возникает при пересечении двух или нескольких необходимых цепей причинных связей. В приведенном примере случайность возникла в точке соприкосновения двух или более линий связи, каждая из которых необходима.

Таким образом, случайность есть внешнее по отношению к данному процессу явление, возможное, но обязательное для него, хотя оно имеет причину, связано с сущностью других процессов и необходимо в них. Рассмотрев связи и взаимопереходы необходимости и случайности, следует уяснить положение о том, что случайность есть дополнение и форма проявления необходимости, означающее, что чистой необходимости без случайностей ни в природе, ни в обществе не бывает. Необходимость не только сопровождается и дополняется случайностями, но и проявляется через них.

Возможность и действительность.

Случайность и необходимость относительны: необходимое в одних условиях может предстать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения следует каждый раз тщательно учитывать конкретные условия. В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с соотношением возможного и действительного, с превращением возможности в действительность.

Причинно - следственные отношения, реализующие принцип причинности, возникают тогда, когда явление - причина порождает случайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления.

В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как правило, и необходимые, и случайные причинно - следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность воплощает в себе разнородные возможности, содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств.

Заключение

Подробно рассмотрев структуру диалектики, ее регулятивный характер и основные функции, можно сказать, что она представляет собой не хаотический набор отдельных своих сторон и моментов, не искусственную схему, а целостную органическую систему. Диалектика есть не закрытая, а открытая совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.

Основные законы диалектики раскрывают механизм развития, его причины и направленность. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Закон отрицания отрицания характеризует цикличность развития. Таким образом, основные законы диалектики раскрывают ее целенаправленную, логическую направленность. Однако, существуя вне зависимости от человеческого разума, законов диалектики может быть намного больше. Так же, как и количество категорий, число основных законов диалектики не может быть ограничено. Развивается мир, начинают действовать новые законы, которые вскрывает наука, более или менее точно их отражая.

Диалектика как философское учение о движении, показывает мир в постоянном развитии и изменении. И думается, в наши дни диалектика снова должна стать популярной хотя бы потому, что многие перестали относиться к миру как к чему-то постоянно развивающемуся.

Список использованной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М.: АСТ, 1991.
  2. Вальянов М.В. Основы философии. - М.: Дело и Сервис, 1999. - 544 с.
  3. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. - М.: Мысль, 1973.
  4. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. - М.: АСТ, 1994.
  5. Философия: Учебник /под ред. проф. В.Н.Лавриненко. - 2-ое изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - 520 с.

Категории "возможность" и "действительность", как и другие категории диалектики, выводятся из принципа движения и развития материального мира, поскольку в нем всегда что-то возникает, разрывается, а то отживает свой век и отмирает. Отсюда логично предположить, что новое сначала выступает в зачаточной, несовершенной форме как возможность. Поэтому развитие и является, собственно, процессом превращения возможности в действительность. Итак, категории "возможность" и "действительность" является отражением в нашем сознании этих сторон объективного процесса.

В преобразовании возможности в действительность важную роль играют условия. Именно они и обуславливают возможность, то есть делают то или иное явление возможным или невозможным. Получается, что возможности могут быть реальными и нереальными.

Реальной возможностью называют то, что вытекает из внутренних законов развития предмета, явления или совокупности определенных конкретно-исторических явлений. Реальная возможность - это то, что может при наличии определенных условиях превратиться в действительность. Например, в любой семени есть реальные возможности для преобразования в растение. При наличии таких условий, как почва и влага, тепло и минеральные вещества семя обязательно должна прорасти.

Но есть и абстрактная (формальная) возможность. Она тоже имеет объективную природу, поскольку вытекает из общих условий развития объективного мира. Когда отсутствуют необходимые конкретные условия эта возможность остается лишь абстрактной.

Конечно, указанные различия относительны, поскольку абстрактная и реальная возможности основываются на объективных условиях, хотя и разного порядка. Кроме того, абстрактная возможность может со временем перейти (при определенных условиях) в реальную, а затем и в действительности. Например, люди издавна мечтали о полетах в воздухе, о подводных лодках и т. Были и попытки осуществить эти мечты. Однако до определенной поры эти попытки имели абстрактную возможность. С изменением материальной и духовной жизни общества эта возможность стала реальной.

И все же, несмотря на относительность различий абстрактной и реальной возможности, их следует все же учитывать, поскольку это важно как для теории, так и для практики.

Диалектика всегда указывала на нищету определенных абстрактных возможностей, особенно невозможностей. Поэтому нужно помнить, что абстрактная возможность не может непосредственно превратиться в действительность. Непонимание этого ведет к авантюризму.

Категория.дийснисть ", связанная с" возможностью ", отражает в сознании человека другую сторону объективной реальности (в широком смысле всю реальность). Если возможность существует в своих условиях, через них, то действительность существует непосредственно, как сами явления внешнего мира, которые нас окружают. Другими словами, действительность реальной возможностью.

Действительность связана с закономерностью и основывается на ней. Как только законы перестают действовать, действительность теряет свою необходимость, свое право на существование, свою "разумность". Она заменяется новой.

Диалектический метод не только помог установить связь категорий возможности и действительности, но и решить вопрос о том, как и при каких условиях, каким образом происходит превращение возможности в действительность. Такое преобразование требует определенных условий, которые действуют в том же направлении, что И объективная закономерность, которая лежит в основе возможности. Условия - это связь явлений, которые дают пространство, способствуют действия тех сил, которые находятся внутри данного конкретного процесса. Например, для того чтоб в живом организме появились новые признаки или новые конкретные свойства, развивались те или другие или отмирали определенные органы, необходимо изменение географической среды, климата, то есть обстоятельств.

Возникновение возможностей в природе и их превращения в действительность происходит объективно и стихийно. Человек может познать, но еще не в силах влиять на астрономические или геологические явления. Другую специфику имеют те процессы, в которые возможное вмешательство человека. Человек может ограничить разрушительные действия стихийных сил природы и использовать их в своих интересах.

Наука открыла большие тепловые возможности, находящихся в ядре атома. Она способствует созданию сложных машин, приборов и автоматов. Благодаря ей осуществляются крупные преобразования в сельском хозяйстве и тому подобное.

Специфически происходит превращение возможности в действительность в социальных явлениях. Здесь процесс осуществляется при наличии необходимых объективных и субъективных условий. Например, каждая революция имеет как свою объективную (экономическое) основу, так и субъективную сторону - сознание и решительность революционного класса, наличие сильной революционной партии и тому подобное.

Говоря о преобразовании возможности в действительность, не следует упускать из виду противоречивый характер любого движения. Поэтому в объективной действительности необходимо видеть основную возможность - прогрессивную и неосновную - консервативную, или даже реакционную. В отдельных случаях (временно) может даже победить реакционная возможность (победа гитлеризма в Германии). Однако победа реакционных тенденций в обще-историческом плане - временная. Новое, прогрессивное раньше или позже должен победить.

Что еще почитать