В чем особенность рынка государственных муниципальных облигаций. Муниципальные облигации «in Russia» (преимущества и недостатки). Чем обеспечены облигации

Органы государственной власти, которые находятся в определенных точках России, должны заниматься ведением своей экономической политики, осуществляемой для того, чтобы обеспечить не только себя, но и полноценный уровень жизни населения.

Из-за постоянного дефицита финансов всегда актуальны вопросы, касающиеся привлечения капитала. Один из методов, позволяющий пополнить смету – это облигации муниципального займа.

Указанные в тексте займы (см. ) являются методикой, которая даст возможность для получения заемных средств с целью их последующего направления в бюджет местности, внебюджетный фонд или на цели, которые были поставлены заблаговременно.

Выделяются две разновидности муниципальных облигаций:

  • эмиссия ценных бумаг;
  • ссуда.

Деньги возможно получить посредством выпуска ценных бумаг, которые далее следует распределить между физическими и юридическими объектами. Самая часто встречающаяся в их массе форма документа – бонд .

Она представляет собой тот тип документа, в котором фиксируется право держателя (то есть полноценного владельца или заимодавца) на получение в некий период ее полной номинальной стоимости, а также закрепленный при этом процент.

Такое заимствование пригождается для удовлетворения следующих целей:

  • расширение сметы;
  • погашение обязательств по займам, которые были получены ранее;
  • ликвидация резких колебаний бюджетных средств, связанных с налоговыми поступлениями;
  • поддержка программ, сформированных правящей верхушкой региона;
  • поддержка значимых для жизнедеятельности некоего места компаний, функционирующих для повышения качества жизни народа.

Кто может быть заимодавцем?

Заимодавец представляет собой объект, который выдает заемщику некоторую сумму денег при соблюдении условий, оговоренных заранее.

Кредиторами могут быть:

  • люди;
  • правовые компании, организации и так далее;
  • коммерческие фирмы.

Этому лицу совершенно не обязательно быть российским резидентом. Ценные бумаги допустимо распространять среди граждан и компаний иных государств.

Кто может быть заемщиком?

Заемщик – это некто, кто выпустил документ или получил кредит. Кредитозаемщиком может стать и реализующий правление аппарат субъекта России в общем, и некоторое предприятие, входящее в состав локальных управленческих ведомств, к примеру, финансовый департамент и так далее.

Получить ссуду возможно следующим образом:

  • эмитент устанавливает число средств, которые необходимо привлечь, и согласно установленному числу осуществляется изготовление названного количества бумаг;
  • далее они попадают к главному агенту, который обязан реализовать их;
  • основываясь на собственные полномочия, представитель занимается распространением, заключая необходимые соглашения. Генеральный агент здесь представляется контролирующей организацией в том числе.

Существующая классификация муниципальных займов

Такого рода займы делятся по приведенным ниже признакам:

  • согласно периоду долга выделят краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет) обязательства;
  • валютно различаются внутренние (то есть выраженные в национальной валюте) и внешние (стандарт зарубежной страны) займы;
  • они могут являться как рыночными, так и нерыночными;
  • касательно дополнительного снабжения кредиты () подразделяются на залоговые (с обеспечением) и беззалоговые;
  • в описываемой системе важен также характер доходности бонда.

В современной экономике существует и иное разделение представленных займов, которое базируется на предназначении выпущенных облигаций.

Согласно этому их подразделяют по:

  • Ликвидности, предназначенные для устранения неравномерности налогов, идущих в региональный бюджет. Как правило, они выдаются на два-три месяца;
  • Стабилизации, которые должны защитить смету от возникшей нехватки. Он выдается не более чем на один год;
  • Развития, предназначенные для улучшения территориальной инфраструктуры. Также их именуют инвестиционными. Власть области может получить их на срок более года.

О гарантиях возврата на бонды

Выпуская бонды, распространив которые локальное управление может получить заем, необходимо сразу предусматривать те финансы, при помощи которых можно будет погасить долг. Иначе говоря, любой подобный заем должен обладать гарантиями возврата.

Все свидетельства платежеспособности тех, кто получил денежные средства, в соответствии с разновидностями дохода подразделяются на такие категории:

  • бюджетные деньги, находящиеся во владении имеющегося управленческого ведомства;
  • финансы, в которые включено некоторое имущество правообладателя или принадлежащие ему права на данное имущество. К этой форме гарантирования возвращения относятся постройки и земля, которыми владеют региональные управленческие ведомства; товарные и сырьевые активы, которыми распоряжается эмитент и так далее;
  • деньги, находящиеся в резервных фондах, предназначенных для того, чтобы гарантировать возврат долга. Объем фондов может покрыть лишь долю выданной суммы или же все ее целиком.

Любая юридическая фирма может являться гарантом возвращения задолженности.

В действительности часто случается так, что гарант – это крупный местный банк либо само правительство конкретной области. Названный фактор доминирует при выборе метода заимодавцем. Правящая верхушка– наиболее устойчивый и обладающий постоянным доходом объект.

Чаще всего в нынешней экономической ситуации выпуск всех займов осуществляется сразу с несколькими свидетельствами возвращения задолженности.

На сегодняшний день практически все субъекты РФ обогащают бюджет за счет такого наименее затратного способа, как выпуск бондов. Но и здесь имеются проблемы, в частности, касающиеся свободного обращения бондов на рынке, а значит, и малонадежной ликвидности займов.

Правительство Российской Федерации постоянно ведет работу, связанную с решением описанной проблемы, предоставляя большинство полномочий местным властям.

За всю историю случалось довольно большое количество дефолтов по муниципальным облигациям в США, но лишь некоторые из них получили широкую огласку и вызвали серьезные опасения в инвестиционной среде.

В России, естественно, дефолты по муниципальным облигациям так же были.

Если вспомнить кризис 1998 года, то до дефолта федерального правительства был объявлен первый дефолт по муниципальным облигациям — регионом, не исполнившим собственные обязательства, стала Республика Саха.

После дефолта федерального правительства отказ от погашения субфедеральных и муниципальных бумаг стал фактически нормой: заемщиков, продолживщих обслуживать свои обязательства, можно было пересчитать по пальцам. И если дефолта явно несостоятельных регионов рынок ожидал - часть портфеля агрооблигаций Минфина так и осталась нераспроданной, то отказ от платежей крупнейших и финансово устойчивых регионов, таких как Татарстан, Ленинградская область, Московская область, стал для инвесторов неприятным сюрпризом.

На период кризиса пришлось появление двух важных законодательных актов - Бюджетного кодекса РФ и Закона об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Первый из них, в частности, разделил полномочия бюджетов различных уровней и ввел серьезные ограничения на объемы заимствований и размеры дефицита бюджетов.

Кризисный период продлился до середины 1999 г. И хотя дефолты региональных администраций продолжались, а иски о взыскании средств по обязательствам региональных бюджетов, в первую очередь по агрооблигациям, уже стали привычными, часть регионов, допустивших дефолт, начала добровольное2 урегулирование своих обязательств.

К началу 2000 г. добросовестно обслуживавшие свои обязательства в период кризиса регионы получили возможность рефинансировать свой долг на внутреннем рынке. В частности, Москва и Санкт-Петербург начали досрочное погашение своих внешних обязательств, обслуживание которых стало очень дорогим после девальвации рубля.

Восстановление рынка региональных и муниципальных займов началось лишь в 2000-2001 гг., а о достижении активности, сопоставимой с предкризисной, стало возможным говорить лишь в 2002 г.

Рынок региональных и муниципальных облигаций в настоящее время находится на подъеме, и существуют серьезные предпосылки для его роста как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.

Вот некоторые шаги, которые можно предпринять, чтобы снизить уровень риска дефолта.

Снижение уровня риска дефолта по муниципальным облигациям

  • Кредитный рейтинг . Следует обращать внимание на кредитный рейтинг облигаций. Рейтинговые оценки, присваиваемые агентствами Moody"s и Standard & Poor"s, основаны на профессиональном анализе большого объема финансовой информации. Поскольку муниципальные облигации освобождены от регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам, инвесторы имеют ограниченный доступ к информации о финансовом состоянии эмитента. Штаты и муниципалитеты не обязаны публиковать годовые финансовые отчеты. Таким образом, чтобы свести к минимуму риск дефолта, следует ограничиться покупкой только тех облигаций, которые имеют кредитный рейтинг на уровне AAA или АА. Следует также учитывать то, что со временем рейтинги могут быть пересмотрены, поэтому инвестиционные решения не должны основываться только на этих оценках.
  • Страховые гарантии . Узнайте, застрахованы ли риски интересующих вас облигаций. Наличие страховки может повысить кредитный рейтинг выпуска облигаций до уровня AAA, даже если сами по себе эти бумаги имеют более низкий рейтинг. Таким образом, облигации, имеющие рейтинг AAA или АА без учета страховых гарантий, являются более надежными, чем бумаги, получившие рейтинг AAA только за счет наличия страховки. Страховые компании, такие как Ассоциация страхования муниципальных облигаций (MBIA) и Financial Guaranty Insurance Co. (FGIC), продают страховые полисы, гарантирующие выплату процентов и возврат основной суммы долга. При этом надежность самой страховой компании также влияет на рейтинг застрахованных облигаций.
  • Кредитные гарантии . Некоторые эмитенты вместо того, чтобы прямо застраховать выпуск облигаций, используют аккредитивы банков и страховых компаний. Аккредитив не гарантирует, что банк или страховая компания выплатят проценты владельцу облигаций. Их гарантии в данном случае заключаются в предоставлении эмитенту кредитной линии. Если финансовое состояние эмитента не позволит осуществить процентный платеж, банк или страховая компания обязуются предоставить ему для этого необходимые средства. Поскольку данный вид гарантий предлагает более низкую степень защиты, чем прямое страхование, следует внимательно ознакомиться с рейтингами банка или страховой компании, предоставляющих кредитную линию эмитенту интересующих вас облигаций.
  • Официальный бюллетень . Получите копию официального бюллетеня или информационного проспекта, которые аналогичны проспекту эмиссии корпоративных ценных бумаг. В бюллетене обратите особое внимание на следующие разделы:
юридическое заключение . Если в результате изучения этого раздела у вас возникают какие-либо сомнения по поводу освобождения дохода по данным ценным бумагам от налогообложения, откажитесь от покупки этих облигаций; правила погашения . Этот раздел должен быть прописан предельно четко и ясно; уточнения . Если в тексте документа встречаются фразы, которые заставляют вас волноваться, например: «не предоставляются никакие гарантии», поищите другие облигации для инвестирования.
  • Диверсификация . Старайтесь покупать облигации различных эмитентов, риски которых не связаны.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней проценте от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Баринов В. Особенности рынка региональных займов. М. 2003 стр. 47

Муниципальные облигации - облигации, выпускаемые местными органами власти.

В качестве эмитентов муниципальных облигаций могут выступать в РФ органы власти национально-государственных и административно-территориальных образований:

область - республика

район - округ

При этом возможен выпуск облигационного займа не только от имени, например, правительства республики, но и от лица ее министерств и ведомств.

Классификация облигаций.

По критерию способа покрытия долговых обязательств различают:

Облигации, как общее обязательство о погашении задолженности.

Обычно выпускаются для покрытия общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета; без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты.

Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем обычно в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности (какими видами налоговых платежей она создается, какие ограничения существуют со стороны центрального правительства, какими, кроме налогов, платежами в доход местного бюджета обеспечивается погашение долговых обязательств, какие источники будут обращены на это погашение в первую очередь и т.д.).

Облигации, под общее обязательство (о погашении задолженности), с ограниченным покрытием по налоговой способности.

Выполнение обязательств покрывается конкретным налоговым источником - взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.

Облигации под целевые поступления (от конкретных объектов, находящихся в муниципальной собственности). К этой же категории можно отнести целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов или реализацию иных проектов, доходы от которых будут идти на погашение займа.

Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами), больниц (плата, вносимая пациентами, средства медицинского страхования, строительство муниципальных домов (плата за проживание, покупка домов), проектов в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, спортивных сооружений, переработки отходов, снабжения водой и т.д.

Облигации могут выпускаться:

а). на строительство, модернизацию, ремонт объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение;

б). на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами не используются).

Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию и т.д. В другом варианте может предусматриваться, что обязательства по облигациям гасятся в любом случае их валовых доходов, а покрытие прочих издержек происходит из оставшейся части денежных поступлений. Правовых препятствий для применения подобной схемы в российской практике, нет.

В условиях выпуска облигационного займа устанавливаются обязанности эмитента по поддержанию в должном состоянии объектов, доходы от эксплуатации которых идут на погашение долга, обязательства по страхованию объекта и т.д.

Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие краткосрочных кассовых дефицитов бюджета.

Многие бюджеты страдают от кассовых разрывов в течение года: расходы осуществляются неравномерно при сезонности поступления налоговых и иных доходов (например, с сельскохозяйственных районах). С целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:

за счет будущих налогов;

за счет зачета налогоплательщика сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей;

под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящий бюджетов;

под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности;

под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.

Другие условия выпуска муниципальных облигаций.

Так же, как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться:

· именными и на предъявителя на любые сроки;

· без ограничений и ли с ограничениями по возможности обращения;

· под залог имущества или без совершения залога;

· купонные и бескупонные;

· серийные (погашение сериями внутри срока з0айма) и срочные (с единым срокам погашения; с фондом погашения или без него;

· с фиксированным и колеблющимся процентом; беспроцентные

· отзывные и без права отзыва эмитентом;

· с правом обратной продажи и без таковой;

· в качестве зеро-купонов;

· с застрахованными обязательствами перед инвесторами и без таковых;

· с субординацией «по старшинству» и «меньшинству» различных выпусков муниципальных облигаций.

Функционирование рынка государственных ценных бумаг регламентируется нормативными актами Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, а также договорами между инфраструктурными организациями организованного рынка ценных бумаг и его участниками с вышеперечисленными организациями.

В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются такие, которые выпускаются или гарантируются Правительством РФ. Остальные бумаги выпускаются и обращаются на общих основаниях.

Государство прибегает к такому заимствованию в целях поддержания ликвидности балансов своих финансовых институтов, для погашения ранее выпущенных государственных обязательств, покрытия долгов, финансирования всевозможных программ, при появлении непредвиденных расходов, проведения ЦБ эффективной кредитно-денежной политики, регулирования уровня государственных расходов и в других целях.

Рынок государственных ценных бумаг характеризуется многообразием обращающихся на нем инструментов, которые по различным качественным параметрам весьма существенно отличаются друг от друга.

Государственные краткосрочные облигации широко используются многими странами для финансирования краткосрочных потребностей государства и занимают важное место на денежном рынке. Эти облигации широко используются как коммерческими банками, так и различными финансовыми и нефинансовыми фирмами для формирования портфеля ценных бумаг. Государственные краткосрочные облигации являются наиболее надежными инструментами рынка ценных бумаг. Они являются высоколиквидными и поэтому имеют обширный вторичный рынок.

В России примером таких инструментов являются государственные краткосрочные облигации (ГКО). Решение о выпуске ГКО было принято!(февраля 1993 года Верховным Советом РФ в целях осуществления антиинфляционных мероприятий. Их могут покупать как хозяйствующие субъекты, так и граждане. Граждане покупают их через дилеров, т.е. банки и финансовые агентства. Номинал облигации 100 и 1000 руб., срок обращения – 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Продажа облигаций производится на ММВБ с дисконтом, т. е. со скидкой от номинала.

Размер дисконта определяется на аукционных торгах. Номинальная цена облигации выплачивается при погашении. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если было продано 20% предложенных к размещению облигаций.

Продажа облигаций означает получение займа для вложения в предприятие, приносящее больший доход, чем стоимость обслуживания долга. Если же этого не происходит, то возврат долга производится деньгами, полученными от продажи новых облигаций. Так начинает строиться финансовая пирамида, как это произошло с ГКО в августе 1998 г.

В июле 1998 г. Минфин РФ начал обмен ГКО со сроком погашения до 1 июня 1999 г. на облигации с фиксированной процентной ставкой в долларах США с погашением в 2005 и 2018 гг.

Муниципальными являются облигации, выпускаемые местными органами власти. По своим характеристикам эти облигации близки к государственным облигациям. Различие только в том, что собранные средства расходуются на финансирование потребностей муниципальных бюджетов и программ, а погашение и выплата процентов по облигациям осуществляются за счет муниципальных налогов и других доходов местного бюджета.

Муниципальные облигации являются менее надежными финансовыми инструментами по сравнению с государственными бумагами, поэтому купонная ставка по ним должна быть более высокой. Обычно эти инструменты имеют льготное налогообложение доходов по ним. Как правило, муниципальные облигации имеют довольно узкий рынок, ограниченный регионом эмитента. Они получили определенное распространение в мировой практике и имеют достаточно хорошие перспективы развития рынка, в том числе и в России.

В качестве примера можно рассмотреть выпуск государственных городских краткосрочных облигаций (ГГКО) правительством Санкт-Петербурга. Порядок выпуска, погашения и налогообложения городских облигаций определяется зарегистрированным проспектом эмиссии и законом Санкт-Петербурга «О государственном городском займе», принятом законодательным собранием Санкт-Петербурга 15 марта 1995 г. Обеспечением облигаций является налог на имущество и объекты недвижимости, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, которые реализуются с аукциона.

Долгосрочные облигации, выпускаемые этими органами, отличаются только сроками действия. Выплата процентов и погашение таких облигаций осуществляется за счет собранных налогов, за исключением некоторых муниципальных облигаций, которые оплачиваются за счет доходов от объектов инвестирования. Срок действия государственных облигаций варьирует очень широко, например, в США выпускаются облигации на 1-30 лет и более.

В соответствии с законом «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. На территории РФ в настоящее время выпущены и обращаются следующие государственные долгосрочные и среднесрочные облигации:

Облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР;

Облигации внутреннего валютного займа;

Облигации федерального займа;

Золотые сертификаты;

Облигации Государственного сберегательного займа;

Облигации Российского внутреннего выигрышного займа;

Облигации внешнего облигационного займа.

Облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. выпущены сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г. Их номинальная стоимость – 100 тыс. руб. (после деноминации с января 1998 г. – 100 руб.). Заем выпускается 16 отдельными разрядами по 5 млрд.руб., общая сумма займа 80 млрд.руб. Держателям облигаций в безналичном порядке один раз в год по купону выплачивается доход в размере 15 % номинальной стоимости. Погашение облигаций должно начаться с 1 июля 2006 г. путем проведения ежегодных тиражей вплоть до 2021 г.

Облигации внутреннего валютного займа выпушены с целью урегулирования внутреннего валютного рынка в сентябре 1993 г.Валютные облигации выпускаются сериями номинальной стоимостью 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Купонный доход составляет 3 % годовых и выплачивается один раз в год. Облигации были выпущены пятью сериями. Первая серия – сроком на год, вторая – 3 года, третья – 6 лет, четвертая – на 10 лет и пятый транш выпущен сроком на 15 лет (до 2008 г.).Облигации займа котируются на ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа), покупаются и продаются банками и другими финансовыми учреждениями, в том числе и нерезидентами.

В 1996 г. Минфин России выпустил еще две серии (шестую и седьмую) валютных облигаций номиналом 1 тыс. и100 тыс. долл. США, с таким же купонным доходом. Правительство РФ в сентябре 1999 г. осуществило новацию облигаций внутреннего валютного займа третьей серии путем обмена их по согласованию с владельцами на облигации валютного займа 1999 г. (номинал – 1000 долл., срок обращения 8 лет, выплата купонного дохода два раза в год в размере 3 % годовых) или на облигации федерального займа с фиксированном купонным доходом, выплачиваемым два раза в год в размере 15 % годовых в первые два купонных периода и 10 % годовых в оставшиеся купонные периоды, сроком на 4 года. Предполагается выпуск подобных облигаций для населения сроком на 15 лет.

Облигации федерального займа (ОФЗ) выпускаются с июня 1995 года, имеют срок погашения от 1 до 5 лет, номинал – 1000 деноминированных рублей и переменный купон, который оплачивается ежеквартально, т.е. четыре раза в год. Процентная ставка купонного дохода определяется по средневзвешенной доходности, складывающейся на рынке ГКО. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются эмитентом) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. При этом, здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения, для ОФЗ-ФК величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат, ОФЗ-ПК – облигации с переменным купонным доходом, ОФЗ-АД – с амортизацией долга.

В июле 1998 года Правительство РФ утвердило эмиссию и обращение государственных облигаций, погашаемых золотом. Эмитентом является Минфин РФ. Облигации называются «золотые сертификаты» и являются именными, беспроцентными ценными бумагами, выпускаемыми сериями. Номинал равен стоимости одного килограмма золота в рублях по цене покупки его ЦБ РФ на дату выпуска сертификата. Сертификат выпускается в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документ при его погашении дает владельцу право на получение слитка золота массой 1 кг.

Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ) выпускаются Минфином России с сентября 1995 г. сериями. Минфин утверждает условия выпуска каждой серии. ОГСЗ предназначены для граждан и имеет номинал 100 и 500 рублей после деноминации. Продажа производится по рыночным ценам, но не ниже 95 % номинала. Срок обращения для облигации в 100 рублей один год, для 500 – два года. Эти облигации являются купонными, каждая имеет 4 купона, по которым раз в квартал выплачивается доход. Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральным займов с переменным купонным доходом. Начиная с одиннадцатой серии, облигации сберегательного займа выпускаются номиналом только 500 рулей сроком на год или два и имеют по 2 или 4 купона.

Облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. предназначены для граждан. Выпущены сроком обращения 10 лет с 1 октября 1992 г. Они имеют номинал 500 руб. и 1000 руб.(после деноминации – 0,50 руб. и 1 руб.). Доход выплачивается в виде денежного выигрыша. Сумма выигрыша – 2 ,5 ,10 ,25 ,50 ,100 ,250 и 500 тыс. руб. Общая сумма выигрыша за 10 лет составит в среднем 15 % годовых. В течение 10 лет выигрывают 32 % всех облигаций. С 1 января 1999 г. переведены в целевые облигации РФ. Коэффициенты перевода номинала и выигрыша равны 1,4. Доход начисляется на целевые облигации РФ в долговых рублях.

В ноябре 1996 г. Минфин России выпустил внешний облигационный заем, предназначенный для иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций. Облигации выпущены в долларах США. Первый транш этих еврооблигаций был размещен на зарубежных финансовых рынках на сумму 1 млрд. долл. При ставке купонного дохода 9, 25 %. В марте 1997 г. был реализован второй транш еврооблигаций на общую сумму 2 млрд. немецких марок сроком на 7 лет.

В настоящее время еврооблигации выпущены и некоторыми муниципальными властями, например внешние облигационные займы органов исполнительской власти Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской области и других субъектов РФ.

Финансовые вложения могут приносить пользу не только самому инвестору, но и способствовать развитию региона страны. Таким инструментом являются муниципальные облигации, позволяющие внедрять различные социальные программы, строить новые школы, сады, общежития. Рассмотрим принцип работы взаимовыгодного сотрудничества инвестора и субъекта РФ.

Особенности муниципальных облигаций

Муниципальные облигации – это долговые ценные бумаги, выпуск которых организовывается местными властями городов, округов, государственными органами власти или платными автодорогами. Цель выпуска – получение дополнительных финансовых ресурсов для реализации разных бюджетных проектов. Сроки полного погашения, процентная ставка, а также все остальные условия определяются муниципальным образованием РФ. Подобный способ инвестирования средств пользуется большим спросом не только в России, но и у населения США.

Считается, что после государственных облигаций муниципальные стоят на втором месте по надежности. Вероятность дефолта, особенно в случае с Россией, минимальна, все долговые бумаги обеспечиваются собственностью эмитента.

Ввиду того, что надежность муниципальных ценных бумаг несколько уступает гособлигациями, доходность по ним выше. Но разница невелика и составит всего 1-5%, но это уже повышает интерес инвесторов. Например, в августе 2018 года на рынке обращаются облигации многих эмитентов, купонный процент варьируется от 6% годовых (Москва) до 15% (Магаданская обл.). Существуют варианты со ставкой 10 – 14% годовых. То есть выбор с доходностью выше вкладов присутствует.

Бумаги выпускаются и реализуются в соответствии с действующим законодательством РФ. За их изготовление и погашение отвечают власти местного значения. Купля и продажа муниципальных облигаций на фондовом рынке осуществляется без ограничений, но чаще они обращаются на первичном рынке. Приобрести муниципальные долговые бумаги может любой инвестор. Но, как правило, основные их держатели – кредитные компании, крупные коммерческие организации.

Характеристики ценных бумаг

Параметры муниципальных долговых бумаг аналогичны стандартным характеристикам облигаций: они отличаются по сроку обращения, способу обеспечения, ставке и периодичности купона. Номинальная стоимость в абсолютном большинстве составляет 1 000 рублей.

По срокам различают долгосрочные и среднесрочные. В среднем период обращения составляет 4 – 10 лет. Купонный процент начисляется 2 – 4 раза в год.

Часто муниципальные облигации выпускаются с амортизацией. Этот вид ценных бумаг предполагает выплату номинала не по окончании периода обращения, а постепенно, частями. Уменьшение номинала снижается и доходность по купону – это необходимо учитывать при выборе.

Чтобы компенсировать потери доходности из-за амортизации прибыль можно реинвестировать – приобрести другие облигации, чтобы деньги продолжали «работать». Но если сумма вложений небольшая, то сделать это сложно – получаемых отчислений не хватит для покупки новых ценных бумаг.

Единственным инструментом, способным конкурировать с покупкой облигаций является вложение средств в банк на средний или длительный срок. При этом приобретение муниципальных ценных бумаг сопровождается большей доходностью. Основными причинами этого фактора является отсутствие налогообложения на получение купонных выплат и более высокая годовая ставка.

Цели выпуска

Муниципальные облигации бывают общего покрытия и целевые. Первая разновидность не обладает привязкой к финансированию конкретного объекта или реализации проекта. Выпуск осуществляется для погашения дефицита местного бюджета, пополнения средств, необходимых для решения текущих потребностей региона. Целевые облигации муниципального значения выпускаются на рынок как специальное обеспечение конкретного проекта.

Заемные средства города и области направляют на:

  1. Устранение проблем, которые вызваны недостатком бюджетных средств в конкретном городе, крае, области, республике.
  2. Потребностью в сборе личных накоплений, хранящихся у населения.
  3. Реализация социально-экономических программ, важных проектов.
  4. Перераспределение средств в пользу отраслей с недостаточной доходностью. Например, для финансирования местного сельского хозяйства.

Примером целевых муниципальных облигаций являются жилищные займы. Прямое назначение ценных бумаг – возведение жилых зданий. Организация проекта позволяет повысить качество и темпы строительства. При этом улучшаются условия проживания населения региона, наблюдается его интенсивное развитие.

Чем обеспечены облигации

Гарантиями выплат служит не только статус эмитента и высокий кредитный рейтинг. Если обратить внимание на цели выпуска, заемные средства не только возмещают недостаточность финансов и кассовые разрывы. Иногда они являются способом реализации различных программ. К таковым могут относиться и коммерческие проекты, которые впоследствии будут приносить эмитенту доход.

За счет грамотного управления деньгами, город или область извлекает прибыль. Например, если полученные средства были вложены в строительство предприятий, которые будут оказывать платные услуги, этими деньгами региональные единицы и покроют расходы.

Эмиссия муниципальных облигаций проводится в соответствия с определенными стандартами. Выпуск должен быть согласован вышестоящими властями. Это может быть местное управления финансов, центральный банк.

Без согласования выпуск муниципальных облигаций считается незаконным. Получаемый документ называется «займовая санкция».

В документе должны быть указаны такие сведения:

  • Планируемый размер привлекаемого капитала.
  • Максимальная сумма задолженности, которую муниципалитет должен будет выплатить инвесторам.
  • Максимальная задолженность перед одним инвестором.

Таким образом, эмиссия сопровождается определенными обязательствами, планированием и подробными расчетами. Это полностью санкционированное мероприятие, что обеспечивает дополнительную гарантию своевременного получения дохода.

Риски инвестора

Ценные бумаги, выпущенные даже наименее устойчивыми субъектами РФ, рассматриваются инвесторами как привлекательное вложение средств. Причиной тому можно назвать несколько факторов. К примеру, федеральные власти тщательно мониторят финансовое состояние в регионах и не допустят банкротства, поскольку это нарушит сложившуюся стабильность в обществе.

  • Амортизационные выплаты равномерно распределяют финансовую нагрузку на бюджет города или области.
  • Эмитенты могут рассчитывать на государственную поддержку. Если бюджетных средств окажется недостаточно, есть различные пути решения проблемы. Например, оформление займа. Факт недостаточности денег в городах или областях негативно скажется на всей стране, поэтому правительство примет участие.

Не исключен риск, что эмитент задержит выплаты, но потеря вложенных средств практически исключена.

Однако выбирать их следует с осторожностью. Предпочтение лучше отдавать крупным эмитентам – областям, краям, республикам. Их бюджет больше, а значит проще регулировать расходы даже при их недостаточности.

Для снижения риска дефолта инвестор должен обратить внимание на следующие показатели:

  • Кредитный рейтинг.
  • Кредитные гарантии. Инструмент используется некоторыми эмитентами, не предоставляющими прямое страхование бумаг. В качестве гаранта выступает соглашение с банком или страховой компанией, готовыми предоставить денежные средства для погашения купонов или облигаций при возникновении финансовых затруднений.

Необходимо тщательно ознакомиться с содержанием информационного проспекта. Нечетко изложенные правила погашения, а также отсутствие гарантий – повод для поиска других облигаций.

К примеру, облигации «Клинский района Московской области», выпуск 25003, размещенные в августе 2007 года, 3 раза подвергались дефолту. При этом эмитент все равно исполнил свои обязательства, но не в оговоренный срок.

Лучшие муниципальные облигации 2018 года

Купить муниципальные облигации физическое лицо может с помощью брокера – компании посредника, работающей с ценными бумагами и дающей выход на фондовый рынок. Можно открыть индивидуальный инвестиционный счет, но прежде стоит разобраться в его особенностях.

Со списком доступных облигаций можно ознакомиться на любом сайте-агрегаторе или Московской бирже. Для этого не нужно открывать счет, иногда не требуется и регистрация.

Облигация, выпуск

Купон Доходность к погаш. эффект., % годовых

Дюрация, дней

Вид Периодичность, раз в год Размер, % годовых
Магаданская Обл-34001-об Пост. 4 15,00 8,153 115
Волжский-34001-об Пост. 4 15,00 6,858 339
ОренбурОбласть-2-35003-об Пост. 4 14 7,924 1348
ТомскАдм-34005-об Пост. 4 14 8,055 249
Ленинградская Обл-35001-об Пост. 4 12,85 13,457 612
Томск
Адм-34006-об
Пост. 4 9,83 10,195 684
Самарская
Обл-35012-об
Пост. 4 9,64 9,227 1306
Курская область 35001-об Пост. 4 7,96 9,199 1224
СПетербург
2-35001-об
Пост. 2 7,7 9,016 1813

Анализ рынка муниципальных ценных бумаг на 2018 год свидетельствует о достаточном выборе на фоне приемлемой доходности. Амортизационные выплаты снижают купонные отчисления, но при грамотном управлении облигациями можно выйти на уровень эффективной доходности.

Что еще почитать