Юридическая консультация клиента. Правила и этапы проведения. Принципы проведения первичной консультации Грамотное консультирование

Инструкция

Обеспечьте все необходимые условия для комфортного общения. Психологическая консультация требует от клиента определенной искренности и готовности пустить в личные сферы своей жизни. Поэтому очень важно, чтобы клиент находился в комфортных условиях. Избегайте помещений с ярким светом или, наоборот, излишне затемненных. Кабинет для консультации должен быть хорошо изолирован от внешних звуков, чтобы клиент не отвлекался на посторонние шумы, и, с другой стороны, не опасался быть еще кем-то.

Подготовьтесь к встрече с конкретным клиентом. По возможности, изучите его личное дело до того, как встреча непосредственно состоится. Узнайте о его семье, работе, консультациях с другими врачами, если они были раньше. Предложите клиенту заполнить дома тест и принести его вам за день до назначенной консультации. Тогда вы успеете проанализировать материал и выработать наилучшую стратегию общения.

Внимательно выслушайте клиента. Найти словоохотливого рассказчика гораздо легче, чем хорошего слушателя, поэтому люди постоянно испытывают недостаток внимания. Обращаясь к психологу, человек рассчитывает, как минимум, быть услышанным. Возможность выговориться, сама по себе, является частью любой терапии: связь между речью и мышлением гораздо сильнее, чем зачастую представляется. Вербально оформляя свою мысль, человек начинает по-другому смотреть на проблему, что нередко помогает ему ее решить.

Не навязывайте клиенту своего мнения. Задача профессионального психолога - не решить за человека его проблему, а помочь ему самостоятельно разобраться в возникших трудностях. Очень важно, чтобы клиент сам пришел к принятию определенного решения и был готов отвечать за сделанный выбор.

Стройте ваше общение по принципу диалога. Его суть - не в поочередном обмене репликами, а во внутреннем понимании и признании права каждого из участников беседы на обладание личной свободой и самоопределением. Общение должно быть двусторонним и основываться на взаимном уважении, иначе консультация потеряет смысл. Психологу следует не просто ждать от клиента открытости, но и быть готовым психологически открыться самому, не позволяя давить на себя, но и не оказывая давления самому. Только в том случае, если психолог и клиент внесут равный вклад в решение проблемы, беседа будет эффективной.

Видео по теме

Полезный совет

Определите оптимальную длительность консультации. Она может идти от часа до двух, в зависимости от конкретного случая. Не делайте перерывов во время беседы, отключите свой мобильный телефон и предложите клиенту сделать то же самое. Если планируется не одна встреча, а несколько, то длительность консультаций может постепенно увеличиваться.

Источники:

  • как провести беседу с клиентами

Если ваша профессия – бухгалтер, врач или юрист, то можно открыть свое частное дело по оказанию услуг. Если вы хотите помогать людям и вместе с тем хорошо зарабатывать, то такой бизнес будет отличным вариантом. До вашей мечты остается только несколько шагов.

Вам понадобится

  • - Бизнес-план;
  • - помещение;
  • - штат;
  • - начальный капитал.

Инструкция

Получите необходимую лицензию или сертификат. Они будут отличаться в зависимости от типа , которую вы открываете. В некоторых государствах важно иметь особые полномочия для определенного вида бизнеса. Получите исчерпывающую консультацию по данному вопросу в местных законорегулирующих органах.

Напишите бизнес-план. Это будет стратегии, которая покажет, как начать, запустить и усовершенствовать частный бизнес. Включите все потенциальные затраты (офис, персонал, оборудование и т.д.), возможности получения финансирования (кредит, инвесторы и т.д.) и денежные прогнозы на первые несколько лет практики. Это даст вам представление о расходах, связанных с запуском деятельности.

Организуйте офисное помещение. Известно несколько способов, позволяющих сделать это. Наиболее распространенным из них является покупка или аренда здания. Если у вас нет средств, то в ваш план нужно обязательно включить пункт платы за аренду. Другой метод состоит в съеме офисных помещений уже существующих частных фирм, когда они не пользуются ими. Недостатком этого является то, что вам придется запланировать часы работы строго по их графику.

Отремонтируйте офис, чтобы он соответствовал направленности частной практики. Доктору понадобится медицинское оборудование в зависимости от специализации. Адвокату нужно много канцелярских , а психотерапевту будет достаточно , записной книжки и карандаша. В любом случае приобретите основные средства для удобства приема клиентов: диваны, произведения искусства, журналы или, возможно, игрушки, чтобы занять детей.

Наймите персонал для осуществления работы частного предприятия. Терапевт или социальный работник могут все делать самостоятельно. Адвокату понадобится секретарь, помощники и вспомогательный персонал. Врачу потребуется администраторы, медсестры и офисные рабочие. Тип персонала зависит от размера и сферы частной практики.

Совет 3: Как провести на себе психологическое консультирование

Чтобы научиться оказывать психологическую помощь другим, нужно начать с себя. Проверить собственные мудрые советы, которые вы готовы давать людям, поможет консультация, которую вы устроите сами себе для проверки способностей к нелегкому труду психолога.

Инструкция

Для начала изложите свои проблемы на бумаге. Теперь представьте, что к вам с ними обратился близкий человек. Что вы ему посоветуете? Запишите все, что вам придет в голову. Через некоторое время вернитесь к записям и выберете самые удачные рекомендации. Четко их сформулируйте.

Не ограничивайтесь теорией. Разработайте для себя простые и понятные рекомендации, которые пригодятся и другим. Например, что музыка Моцарта помогает снимать стресс, слушайте ее регулярно и отмечайте положительную динамику – улучшение сна, исчезновение раздражения и т.д.

Разбираясь с собственной проблемой, задавайте себе вопросы, которые могут прояснить ситуацию. Как бы ни было тяжело, нужно смотреть правде в глаза, особенно когда сложности связаны с такими сильными эмоциями, как страх. Спросите себя, чего вы боитесь, когда, например, не можете находиться в комнате без света. Не уходите от ответа - прохождение через так называемые болевые точки выведет вас к решению проблемы.

Обязательно ищите различные варианты выхода из затруднительных обстоятельств, не ограничивайтесь одним, даже если он представляется самым верным. А если вам кажется, что выхода нет вовсе, не опускайте руки. Размышляйте, анализируйте, и в один прекрасный день вы увидите, что явно преувеличивали масштаб катастрофы.

Попробовать себя в роли консультанта также можно, общаясь на различных форумах, где люди ищут по тем или иным жизненным обстоятельствам. Выдавать себя за не стоит - давайте житейские рекомендации и следите за реакцией на ваши реплики. Если она будет негативной, ни в коем случае не обижайтесь. Постарайтесь выяснить, что так задело вашего виртуального собеседника. Будьте деликатны, наберитесь терпения.

Давать советы другим – популярное и совершенно необременительное занятие. Вы можете овладеть им в совершенстве. Но самыми ценными будут те рекомендации, которые вы проверили на себе и успешно воплотили в жизнь.

Видео по теме

Планирование помогает структурировать и систематизировать любой род деятельности. Что касается психолога, составление плана работы позволяет придерживаться собственного ритма работы и не запутаться в клиентском составе.

Инструкция

Прежде чем приступить к составлению плана, проведите исследования и диагностические мероприятия, чтобы представить полную картину того, с чем придется работать.

При составлении плана учтите, что профиль деятельности должен совпадать с пунктами плана работы.

Прежде чем начать составлять план, определитесь с целью работы. Как правило, основная цель деятельности психолога заключается в создании оптимальных условий для обеспечения устойчивой тенденции к сохранению и/или коррекции психологического здоровья каждого из субъектов производственного, воспитательного или образовательного процесса. Еще одна цель - обеспечение родителей, учеников, сотрудников полезной и действенной дополнительной информацией.

Поставьте задачи своей деятельности.

Составьте календарный план работы. Для этого определитесь, какие работы, с кем и в каком месте будете проводить в течение месяца. Отразите в плане, какие ресурсы будете использовать, уточните время проведения работ. При необходимости будьте готовы предоставить руководству детальное описание рабочих моментов.

Составляя список планируемых мероприятий, учтите, что вы должны действовать лишь в рамках профессиональной компетенции.

Видео по теме

Обратите внимание

Составление точного, последовательного плана работы поможет избежать различных недоразумений на работе и грамотно справиться с множеством возникающих вопросов. Благодаря ежедневному заполнению журналов и ведению документации, избежите авралов в конце месяца.

Полезный совет

Во всех подробностях изучите профессиональный этический кодекс, т.к. именно психологи в силу специфики функциональных обязанностей сталкиваются с решением этических вопросов в несколько раз чаще, чем представители других профессий.

Перед встречей с юристом , чтобы юридическая консультация была наиболее плодотворной, клиенту необходимо попытаться восстановить хронологию событий и, по возможности, взять на консультацию все документы так или иначе относящиеся к проблеме. Не стоит опасаться, что какие-то документы окажутся лишними или каких-то документов не будет хватать - полный и окончательный список юрист сформулирует в процессе проведения юридической консультации .

Юридическая консультация должна проходить в комфортной и деловой обстановке - ничего не должно отвлекать и причинять дискомфорт.

___________________________________

1.3. Договорённость об оплате юридической консультации

После знакомства необходимо уточнить у клиента, знает ли он сколько стоит юридическая консультация , в случае если она проводится на платной основе. В случае, если клиент претендует на получение личной и полной бесплатной юридической консультации , необходимо попросить его предоставить информацию об основаниях предоставления такой услуги. Такими основаниями могут являться предварительные договорённости по телефону, ранее заключённый договор на представление интересов в суде или государственных органах, предоставление документов об отнесении к социально-незащищённой категории граждан (малоимущие, многодетные, инвалиды и т.д.).

___________________________________

При юридической консультации не должно быть сюрпризов - если консультация платная, то клиент должен знать её стоимость.

___________________________________

2. Первичный сбор информации при юридической консультации

Получить информацию для последующего анализа проблемы можно из рассказа клиента. На данном этапе необходимо с акцентировать внимание клиента на необходимости повествования, по возможности, без эмоций и личностных оценок, а события описывать в хронологическом порядке. Юридическая консультация схожа с приёмом у врача, по этому юристу необходимо сказать клиенту о необходимости рассказывать исключительно правдивую информацию и факты, а также категорически избегать предположений и домыслов. Клиент должен знать, что все что он рассказывает является его личной информацией и составляет профессиональную тайну, не подлежащей разглашению третьим лицам.

___________________________________

Все то, что рассказывает клиент, является профессиональной тайной.

___________________________________

Параллельно с выслушиванием клиента, юрист в письменном виде должен делать заметки для последующего формулирования вопросов и составления списка документов, подтверждающих обстоятельства, связанные с проблемой. К таким заметкам относятся имена, фамилии и отчества, даты событий и действий, состав собственников и их доли, информация о родственных отношениях и иные заслуживающие внимания факты и данные.

При выслушивании, юрист должен корректировать повествование клиента, что бы он не отвлекался на факты и события, не относящиеся к проблеме. Корректирование должно происходить без перебивания клиента путём задавания ему наводящих вопросов.

3. Уточнение фактических обстоятельств при юридической консультации

После того как клиент расскажет о своей проблеме и опишет фактические обстоятельства дела, юридическая консультация продолжится уточнением полученной информации путём задавания уточняющих вопросов.

Очень часто клиент не может самостоятельно определить юридически значимые обстоятельства и в своём рассказе он может их пропускать или упоминать в скользь. Например, когда проходит юридическая консультация по жилищному праву, необходимо уточнять обстоятельства, связанные с ведением совместного хозяйства или с реализацией жилищных прав по другому адресу, не связанному со спорным жилым помещением. Юридическая консультация о разделе совместно нажитого имущества невозможна без формирования списка такого имущества и определения обстоятельств, при которых оно приобреталось.

По итогам сбора информации у юриста должны быть все необходимые данные для разработки алгоритма решения проблемы и должны быть определены и сформулированы все юридически значимые обстоятельства, которые смогут повлиять на решение проблемы.

___________________________________

Юрист должен весь рассказ клиента систематизировать и выделить юридически значимые обстоятельства.

___________________________________

4. Анализ и правовая оценка документов при юридической консультации

После сбора устной информации, юридическая консультация продолжится изучением документов. Все документы, условно, можно разделить на две категории. Первая – это документы, напрямую подтверждающие фактические обстоятельства. К ним относятся документы на собственность, о родственных отношениях, договоры, выписки из реестров, чеки и квитанции, ордера, акты и т.д. Вторая категория – это документы, косвенно подтверждающие фактические обстоятельства и доводы.

Например, когда происходит юридическая консультация по вопросу выселения лица в связи с его выездом на другое постоянное место жительства (признание утратившим права пользования и снятие с регистрационного учёта), документами, прямо указывающими на фактические обстоятельства, являются договор социального найма, выписки из домовой книги и финансового лицевого счёта. То есть документы, подтверждающие факт наличия у человека права пользования жилым помещением. Документами, косвенно подтверждающими доводы, являются документы о получении медицинской помощи по другому адресу, почтовая корреспонденция, направляемая с другого адреса и так далее, то есть документы, на основании которых может быть сделан вывод о проживании человека по другому адресу, что даёт право снять его с учёта из спорного жилого помещения.

___________________________________

Наличие документов не только сделает юридическую консультацию более полной, но и позволит избежать ошибок в правовой оценке ситуации.

___________________________________

Во время юридической консультации, при анализе документов, необходимо не только их изучить, но и необходимо дать им оценку по критериям относимости, допустимости и достаточности. По критерию относимости каждый документ оценивается на предмет наличия того или иного отношения к вопросу, по которому проводится юридическая консультация.

Допустимость документов означает соответствие документа требованиям закона в части доказывания определённых фактов определёнными доказательствами. Например, для подтверждения родственных отношений, договор социального найма, в котором указаны члены семьи, не будет являться допустимым доказательством, а свидетельство о рождении полностью будет соответствовать критерию допустимости. По критерию допустимости оценивается не только содержание документа, но и его форма. Так, простая копия свидетельства о рождении, без возможности предоставления оригинала, не будет соответствовать критерию допустимости, а соответственно клиент должен быть проинформирован о необходимости восстановить подлинник или получить выписку из ЗАГС.

Соответствие документа критерию достаточности означает, что один документ в полном объёме может подтвердить определённый факт. Например, договор купли-продажи не соответствует критерию достаточности для подтверждения обладания гражданином права собственности, так как, несмотря на зафиксированный переход права собственности, сделка с недвижимостью приобретёт законную силу только после государственной регистрации. Соответственно выписка из ЕГРН или свидетельство о праве собственности полностью соответствуют критерию достаточности. Юридическая консультация не может считаться полной, если в процессе её проведения юристом не составлен список необходимых документов, а юридически значимые обстоятельства остались без доказательного подтверждения.

___________________________________

При юридической консультации юрист оценивает документы также, как их оценивает судья в судебном процессе.

___________________________________

В следующей части нашей статьи мы расскажем про процесс создания алгоритма решения юридического вопроса , виды способов решения и расскажем про процесс согласования алгоритма с клиентом.

В связи с модернизацией образования сегодня особую значимость приобретает проблема профессионализма и компетенции работников дошкольных учреждений. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их воспитания и обучения. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности педагогов, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.

В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация. Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут. Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные. Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
  2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
    Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
  3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
    Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
  4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
  5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
    Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
  6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

В процессе проведения консультации широко используются методы, активизирующие педагогов.

Для повышения эффективности я предлагаю вначале «мозговой штурм». Это может быть или терминологический диктант, или использование перфокарт, или «педагогических ситуаций» и т.д. Терминологический диктант помогает педагогам быстро «погрузиться» в тему. Вспомнить специальную терминологию, чёткие определения тех или иных понятий. Педагогические кроссворды, головоломки позволяют им вспомнить термин, расширить кругозор, улучшить быстроту реакции, тем самым влияют на совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Разработанные мною головоломки располагаю по-разному, в виде: «Лесенки-чудесенки», «Умного квадрата». Для этого заранее заготавливаются тесты-опросники, которые сразу же и проверяются. Если воспитатель не справился с заданием, т.к. не владеет понятиями, то после консультации у него есть вторая попытка его выполнить. За несколько минут можно проверить знания педагога по любой методике, применяя перфокарты. Воспитателям предлагаю несколько вариантов ответов на вопрос. Правильность выбора ответа он проверяет с помощью наложения разноцветных шаблонов на карточку. Эффект «мозгового штурма» виден педагогами сразу.

Большой эмоциональный отклик вызывают «педагогические ситуации», которые разыгрывают коллеги. Это позволяет увидеть себя, свою деятельность со стороны и сделать правильные выводы. Оценивая героев сценки, педагоги опираются на свой педагогический, житейский опыт, знания и интуицию.

Следующим активизирующим моментом являются практические задания, такие как составление графических моделей двигательной активности детей, подбор наглядного материала к лексической теме. Например, «Сервировка стола в разных возрастных группах», позволяет проверить теоретические и практические знания педагога, как он формирует у детей культурно-гигиенические навыки и организует работу дежурных. Такие задания можно применять в начале, в середине и в конце консультации. После «мозгового штурма» можно переходить к информационной части.

Интересной оказалась для педагогов и консультация – проект. Так, например, при проведении консультации «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» был применен поисковый метод. Была сформулирована проблема «Перспективы духовно-нравственного воспитания детей». Воспитатели выдвинули разные гипотезы:

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через активное использование в воспитательно-образовательной работе:

  • яркие народные традиции и ценности;
  • яркие факты исторического прошлого России;
  • целенаправленное использование музыкального репертуара;
  • дополнительное образование (кружок «Зернышки»);
  • методы и приёмы, направленные на духовно-нравственное воспитание;
  • осуществление педагогического сопровождения семей.

В ходе консультации воспитатели выделили компоненты духовно-нравственного воспитания, составляющие базу культуры личности: нравственный, эстетический, религиозный. И наметили пути и способы решения проблемы:

  1. Разработать систему взаимодействия детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей с различными организациями – музеем, библиотекой, школой, церковью;
  2. Продумать педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей: запланировать различные формы работы с семьей, провести анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к работе по приобщению детей к историческим, православным, народным традициям, заключить соглашение с родителями, желающими, чтобы их дети посещали кружок по ознакомлению с историей и традициями России.
  3. Разработать тематический план работы с учетом православного календаря.

В течение учебного полугодия педагогам представилась возможность апробировать свои предложения и сделать выводы о подтверждении или опровержении их гипотез. Объединенные общей идеей педагоги учились, анализировали свою работу, методы и приемы, уделяли большое значение вопросам нравственности. Главной задачей стали считать пробуждение в ребёнке желания стать лучше, добрее, развивать в нём духовные потребности. В результате большинство гипотез нашли свое подтверждение.

Но часто приходится проводить консультации сугубо научной или методической направленности. Тогда форма проведения консультации кардинально меняется. При проведении таких консультаций требуется предварительное изучение материала и его использование во время ее проведения. Например, при изучении документов «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» рациональнее обеспечить каждого педагога копиями этих материалов, чтобы разбирать все пункты документа, знакомить с правилами и сроками проведения аттестации, с порядком работы аттестационной комиссии, отвечать, в ходе изучения документа, на возникшие вопросы.

Регулярно организуя консультации на основе изучения методической литературы, заранее составляю план беседы, продумываю вопросы, чтобы рассмотреть изучаемую тему со всех сторон. Предполагаю какие ошибки, трудности могут испытывать педагоги. Эта форма консультации носит название эвристической беседы, например, консультация по теме «Организация детской исследовательской деятельности». Многие опытные педагоги отмечали, что ребенок вовлечен в исследовательский поиск постоянно, поэтому взрослые должны ему помочь в проведении детских исследований. Чтобы сделать это конкретно и правильно, я с педагогами изучила статьи А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», затем предложила всем ответить на вопросы: «Что входит в полный цикл исследовательской деятельности?», «Какие темы исследований могут быть?», «Как их оформляют?», «Перечислите «цепочку» методов исследования», «Что обозначают эти карточки?», «Для чего они нужны?»

Насколько понятна методика, стало ясно из проведенного тренировочного занятия. Нашими трудностями стали: умение увидеть проблему, задать вопросы и выдвигать гипотезы. Отметили, что детям трудно дается наблюдение («смотрят и не видят»), умение делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

Большое значение придается индивидуальной работе с педагогами по вопросам, которые вызывают у них наибольший интерес. Эти консультации я назвала «точечные». Они проводятся внепланово и индивидуально с каждым педагогом по его проблемам и вопросам. Для проведения таких консультаций я стараюсь привлекать опытных педагогов и руководителей методических объединений детского сада. Это консультации-беседы: «Ваш вопрос – наш ответ» Для молодых педагогов мною проводятся консультации: «Как пользоваться материалами методического кабинета?», «Работа по самообразованию», «Планирование воспитательно-образовательной работы».

После одной из таких консультаций, молодой воспитатель переосмыслила содержание консультации, кратко изложила ее на карточке – памятке и пришла уточнить некоторые вопросы. Эта идея мне очень понравилась и теперь я часто прошу делать краткую запись содержания консультации.

Консультация или часть консультации может проходить в форме дискуссии. Эта форма близка к беседе, так как предлагаются вопросы для обсуждения. Для дискуссии выбирается тема, которая вызывает споры и требует общего решения.

Отличительной особенностью дискуссии является наличие столкновений двух или нескольких мнений.

Так воспитатели обсуждали тему: «Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада». Во время вступительного слова определили проблему: необходимо найти такие методы, приемы, формы обучения дошкольников, чтобы они обеспечивали развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Данная проблема обсуждается не один год, но так и не был найден универсальный «рецепт» создания индивидуальной образовательной траектории. Целью нашей встречи стал поиск такой системы педагогической поддержки, которая способна оперативно реагировать на преграды, возникающие на пути развития ребенка, прогнозировать их появление и осуществлять возможное опережение. Мы вместе попытались найти решение этой проблемы. Для этого предложила обсудить общие вопросы к дискуссии:

  1. Созданы ли в ДОУ условия для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада?
  2. Какие существуют трудности в реализации индивидуальной образовательной траектории?
  3. Как может быть решена эта проблема?
  4. Что для этого нужно?
  5. Назовите пути для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
  6. Как организовать образовательный процесс, чтобы обеспечить развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией?
  7. Как осуществить принцип индивидуализации развивающей среды?
  8. Как организовать работу с одаренными детьми?
  9. Необходим ли «паспорт» сопровождения ребенка?
  10. Какова роль педагога в реализации индивидуальной образовательной траектории?

Во время дискуссии важна доброжелательная атмосфера, где каждый имеет право на свое мнение. Аргументы в защиту разных мнений тактично выслушиваются. Педагоги обсуждают вопросы и предлагают пути их решения. Многие понимают важность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Именно активное общение, обсуждение, включение каждого в общую работу приводит к более высокому результату.

Педагоги высоко оценили разнообразие методов и приемов, применяемых на консультациях. Проделанная работа дает положительные результаты. Выбор форм и методов проведения консультаций зависит от темы, логики изложения, опыта педагогов. Интересная форма проведения консультаций должна обогащать, дополнять ее содержание. Активные формы включения педагогов в деятельность развивают способность применять знания, умения и практический опыт для осуществления профессиональной деятельности.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

Год издания и номер журнала:

Существуют разные модели психологического консультирования, различные теоретические подходы, им существуют самые разные способы проведения первичной консультации. Здесь будет представлен сформулированный в виде простых принципов обобщённый вариант проведения первичной консультации с клиентом, своего рода алгоритм, который может использоваться вне зависимости от теоретических предпочтений консультанта.

Первая встреча с клиентом всегда включает в себя ряд задач. К трём основным, тесно взаимосвязанным друг с другом задачам первичной консультации можно отнести межличностную, диагностическую и терапевтическую.

В межличностном плане задача консультанта состоит в установлении отношений с клиентом. Клиент прежде всего нуждается в искреннем и естественном в своих проявлениях стремлении консультанта войти с ним в контакт. Важнейшим условием возникновения психологического контакта между клиентом и консультантом является качество присутствия, то есть способность невербального выражения консультантом вовлечённости в беседу. Поскольку конгруэнтность и естественность - это прямая противоположность демонстрации фасада, такое поведение консультанта служит моделью, призывающей клиента к открытому и спонтанному самопредъявлению. Наряду с этим, ничто так не способствует самораскрытию клиента, как безусловное положительное отношение и эмпатия консультанта. Безусловное положительное отношение подразумевает безоценочное принятие жизненного опыта клиента, а также проявление теплоты и заботы. Эмпатия же обеспечивает клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания того, как он переживает свою жизненную ситуацию.

В диагностическом отношении задача консультанта состоит в определении проблем клиента и рабочих гипотез об их природе. Я придерживаюсь мнения, что вне зависимости от образования и теоретической ориентации консультант не может избежать необходимости формулировать гипотезы о проблемах клиента и принимать решения о том, что нужно сделать для улучшения состояния клиента. Иначе говоря, для того чтобы вести себя терапевтически, консультант прежде должен стать диагностом. Диагностическую оценку, на мой взгляд, полезно рассматривать как непрерывный процесс умозаключения, расширяющий текущее знание о клиенте. Этот процесс запускается уже в течение первичной консультации, заканчивается же он лишь с завершением консультативных отношений. На основе наблюдений за поведением клиента, отслеживания и осмысления собственных субъективных впечатлений от взаимодействия с ним, а также анализа содержания рассказанных им историй консультант начинает выстраивать рабочую модель внутреннего мира клиента и пригодную для данного случая терапевтическую стратегию.

И, наконец, терапевтическая цель консультирования состоит в том, чтобы создать в консультативной ситуации особые условия, благодаря которым клиент получает возможность решения своих психологических проблем. Терапевтической же целью первичной консультации является демонстрация консультантом терапевтической позиции - непосредственного отклика на насущные потребности клиента. Даже тогда, когда это не очевидно на первый взгляд, стоит помнить о том, что очень часто клиент обращается за психологической помощью в состоянии кризиса. Неоднократные попытки клиента самостоятельно решить ту или иную жизненную проблему потерпели крушение, что и заставило его обратиться за психологической помощью. Клиент приходит с надеждой, однако в этой весьма неопределённой для него ситуации он также испытывает сильную тревогу. Он страстно надеется на помощь в удовлетворении его насущных потребностей, но одновременно с этим опасается, что их открытое предъявление приведёт лишь к фрустрации и повторению такого знакомого ему опыта боли и безнадёжности. Чувства надежды и страха влияют на поведение клиента: он одновременно и открывает и скрывает свои потребности, причём и то, и другое может происходить как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Задача консультанта при этом состоит в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на психологические нужды клиента и отнестись с пониманием к проявлениям сопротивления их выражению.

Начало консультации

Представьтесь
Сообщите об имеющемся в вашем распоряжении времени
Используйте поощрение, как вербальное, так и невербальное
Используйте открытые вопросы
Используйте активное слушание, повторение и прояснение
Отмечайте и суммируйте жалобы клиента
Планируйте степень контроля и активности

Середина консультации

Используйте прямое проявление контроля
Представляйте каждую новую тему
Начинайте каждую тему с открытых вопросов
Используйте закрытые вопросы в конце темы
Суммируйте, если потеряно направление
Обращайте внимание на новую информацию

Избегайте жаргона

Для выражения гипотез используйте пробную интерпретацию
Если сообщения клиента содержат противоречия, используйте конфронтацию
Для стимуляции выражения эмоций используйте
отражение чувств и обратную связь

Завершение консультации

Суммируйте содержание беседы
Продемонстрируйте готовность услышать о насущной потребности
Спросите о соответствии происшедшего ожиданиям клиента
Дайте информацию или профессиональную рекомендацию
Обсудите следующий шаг

Начало консультации

Способ, каким можно начать первую встречу, завит от обстоятельств и состояния клиента. В любом случае в начале по возможности стоит сообщить о цели встречи, а также времени, которое она может занять. После этого можно задать первый вопрос. Чтобы вовлечь клиента в рассказ о себе, начинайте с открытых вопросов, на которые нельзя ответить "да" или "нет", например, "По какой причине вы решили обратиться к психологу? или "С чего бы вы хотели начать?" Если ответ на первоначальный вопрос недостаточно подробен, можно сформулировать следующий открытый вопрос: "Не могли бы вы больше рассказать об этом?"

Хорошим средством установления контакта с клиентом является поощрение. Поощрения - как невербальные (кивки, доброжелательное и заинтересованное выражение лица и т.д.), так и вербальные (фразы типа "Да", "Я слушаю", "Расскажите мне больше об этом") могут казаться банальными, но при их уместном использовании в контексте беседы, они стимулируют речь клиента и поощряют его к самораскрытию.

Начальная фаза консультации - это время активного приглашения клиента к рассказу о причинах, приведших его на консультацию, однако это не значит, что в случае пауз консультант должен тут же их заполнять. Длительные паузы действительно нежелательны, так как могут вызывать тревогу и раздражение. Во время же коротких пауз клиент обычно чувствует, что вы думаете о его проблеме, и часто сам добавляет новую значимую информацию. В эти естественные перерывы полезно обобщить то, что вы уже узнали, это помогает сделать осмысленный следующий шаг.

Внимательное слушание изложения клиентом его проблем и понимание их субъективной картины, то есть того, как клиент воспринимает и объясняет проблему, является одной из основных задач начальной стадии консультации. Вы поможете клиенту изложить его точку зрения, если посредством повторения и прояснения смысловых и эмоциональных сообщений будете последовательно демонстрировать ваше намерение как можно более точнее и полнее их понять. Повторение сути сказанного клиентов или лишь ключевых слов его высказывания поощряет клиента к раскрытию более глубоких уровней проблемы и нередко приводит к выражению новых жалоб и измерений проблемы. Каждой новой жалобе или измерению проблемы консультанту следует уделить специальное внимание. Готовность рассматривать новую информацию создаёт предпосылку тому, чтобы подлинная причина обращения за помощью - насущные потребности клиента - не будет упущена. Отмечая, проясняя и связывая между собой жалобы и детали проблемы, клиент и консультант совместно продвигаются к её более обобщённой формулировке, которая вберёт в себя всё, о чём говорилось ранее. Время от времени бывает весьма полезно сверить своё понимание, формулируя сказанное клиентом собственными словами и давая ему возможность поправить ваше восприятие.

В конце начальной фазы беседы убедитесь, что вы узнали об основных жалобах клиента и спросите: "Есть ли ещё что-то, что вас беспокоит?" После этого бывает полезно суммировать жалобы, то есть кратко перечислить их, а также сопутствующие им идеи и чувства. Функция суммирования на этом этапе состоит в резюмирующем выражении жалоб клиента и его видения сложившейся ситуации.

С техникой суммирования тесно связана проблема записи во время сеанса. Письменная фиксация жалоб, ключевых слов и основных тем клиента, то есть короткие заметки, могут быть весьма полезны и многие успешно используют их в своей работе, при этом оставаясь вовлечёнными в контакт. Однако это удаётся далеко не всем. Тщательная же запись, которая, безусловно, могла бы быть очень полезна для последующей рефлексии над материалом, вряд ли способствуют установлению контакта с клиентом - основной задаче первичной консультации. Вряд ли возникнет доверие к консультанту, который больше внимания уделяет своей тетради, чем клиенту. Поэтому, пожалуй, следует делать либо короткие заметки, либо вовсе отказаться от ведения записи, по крайней мере, в течение первой встречи. Если появляется что-то очень важное, что вам ни в коем случае не хотелось бы забыть, можно прервать клиента и сказать: "Вы не будет возражать, если я запишу эти детали? Они важны, и я не хотел бы упустить их". Закончив запись, отложите тетрадь с ручкой и невербально продемонстрируйте свою готовность возобновить контакт.

На начальной стадии беседы также следует определить подходящий уровень активности. В первые минуты беседы, после структурирующей ситуацию информации и открытого вопроса о причинах обращения, консультанту на некоторое время бывает полезно занять пассивную позицию. Когда клиент говорит, следует слушать и планировать стратегию консультации, в частности, относительно степени контроля над процессом беседы. Так, например, с болтливым или отвлекающимся клиентом следует проявлять большую активность, чтобы время консультации не было съедено малозначимыми деталями. И наоборот, с клиентом, который последовательно излагает проблему, обогащая её всё новыми и новыми измерениями, контроль со стороны консультанта может быть минимальным. Здесь наиболее уместным будет активное слушание и редкие, углубляющие исследование проблемы реплики консультанта. Однако и в данной ситуации не стоит забывать об ограничении времени, которое вы можете уделить исследованию определённых тем.

Середина консультации

Основная задача этой стадии - формулирование гипотез о природе проблем клиента и их проверка посредством сбора дополнительной информации и применения уместных пробных вмешательств. Если вы получаете необходимую информацию, сохраняйте минимум контроля. Если же рассказ клиента малосодержателен, то имеет смысл занять более активную позицию. Не бойтесь проявлять контроль. Клиент нормально реагирует, когда его вежливо прерывают. Порой клиент скатывается на малозначимые темы или слишком подробно излагает несущественные детали. Хотя иногда такие малозначимые темы могут вывести на значимые для клиента переживания, однако чаще они лишь съедают весьма ограниченное время первой встречи.

Контроль за ходом беседы - это проявление ответственности консультанта. Только слушания, даже самого чуткого, в большинстве случаев недостаточно. Проявление активности в ограничении содержания речи клиента и удерживание фокуса на определённых жалобах, темах, конкретных жизненных ситуациях позволяет консультанту формулировать и проверять начальные гипотезы относительно природы проблем клиента, тем самым с максимальной пользой использовать потенциальную возможность их решения.

Когда вы придерживаетесь определённой линии исследования и появляется важная, но не связанная с ней информация, отметьте её про себя и, прежде чем перейти к ней, убедитесь, что вы закончили текущую тему. Перейти к новой теме можно при помощи следующей конструкции: "Когда вы говорили о.... Вы упомянули о...., не могли бы вы больше рассказать об этом".

Пример

Консультант: Когда вы говорили о ваших чувствах к мужу, вы упомянули о смерти вашего отца. И это, как мне показалось, очень важно для вас. Не могли бы вы больше рассказать об этом.

Перед тем как углубиться в изучение новой темы, важно закончить предыдущую линию исследования. Увлечение новой темой является часто встречающейся ошибкой, которая порой приводит к спутанному и поверхностному пониманию проблем клиента.

В ситуации резкого перехода клиента к изложению новой темы прямое проявление контроля со стороны консультанта может выглядеть, например, следующим образом: "Я понял, что это важно для вас, но не могли бы вы вернуться к тому, что сказали ранее о ваших проблемах на работе, и рассказать о них?"

Представляйте новые темы клиенту, чтобы он понимал куда движется беседа.

Пример

Консультант: Вы упомянули о ссорах с матерью. Поэтому я бы хотел сейчас обратиться к обсуждению вашей семьи и тех проблем, которые связаны с ней. Вероятно, мы бы могли начать с вашей матери - не могли бы вы больше рассказать мне о ней?

Изучайте вместе с клиентом каждую новую тему: начинайте с открытых вопросов, далее в случае необходимости используете прояснение, отражение чувств, конфронтацию, интерпретацию и другие техники. Использование техник на первой сессии носит характер пробного вмешательства. То, как клиент реагирует на пробные вмешательства консультанта, говорит нам о степени его готовности использовать терапевтический потенциал консультирования, то есть тех средств, которые может предложить ему консультант. Как точно замечают Р. Шерман и Н. Фредман, "каждую конкретную технику одновременно можно рассматривать и как психодиагностический тест" (цит. по: Навайтис, 1999). То, насколько клиент откликается на пробные вмешательства, отражает его уровень открытости-закрытости, способность входить в контакт со своими чувствами, умение использовать иную точку зрения для понимания своих проблем, и тому подобные важные факторы при оценки уместности того или иного вида психологической помощи.

Избегайте жаргона и проясняйте слова и фразы, которые вы не понимаете и, которые могут иметь один смысл для вас, и совершенно другой для клиента. Всегда следует прояснять диагностические и психологические "ярлыки". Например, если клиент упоминает о депрессии, консультант может сказать: "Вы сказали, что были в депрессии. Не могли бы вы более подробно описать, что именно вы чувствовали?"

При проявлении эмоций уместно проявление поддержки и эмпатии, стимулирующее их выражение. Например, "По-видимому, тогда это вас очень расстроило" или "Это решение, похоже, было очень трудным для вас" . Такие высказывания сообщают клиенту, что в отличии от большинства людей, вы способны говорить об их чувствах. Убедитесь, что вы проявляете именно эмпатию, а не симпатию. "Я вижу, как вам трудно говорить об этом" - это эмпатия. А "О, боже, как же вам не повезло" или "Не знаю, как бы я сам справился в этой ситуации" - это симпатия. Проблема с симпатией в том, что она выражает снисходительную позицию консультанта и предполагает смиренную роль клиента. Симпатия часто воспринимается клиентом как проявление жалости. Поэтому если клиент упоминает о жалости, следует исследовать, не перешли ли вы с эмпатии на симпатию. Эмпатия - это проявление участия одного человеческого существа другому и признание его чувств, а не просто автоматическая реакция симпатии и сожаления.

Если же говорить на языке терапевтических вмешательств, то для выражения эмоций лучше всего подходят такие техники, как отражение чувств ("В вашем голосе слышится разочарование. Вы чувствовали, что преодолели все эти проблемы, и вдруг появляется чувство вины и замешательства") , обратная связь ("У вас на глазах появились слёзы") и вопросы (Не могли бы вы больше сказать о том, что вас злит?").

Завершение консультации

Этап завершения беседы включает в себя ряд задач, а именно подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, а в случае необходимости также прояснение и коррекция ожиданий клиента. Впечатление клиента о первой встрече с консультантом имеет определяющее значение для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений. Поспешное, "смазанное" завершение беседы может разрушить в целом успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально выделять время.

Кроме того, некоторое время также бывает необходимо для завершения процесса переживания. Если в ходе рассказа клиента появляется важный материал и происходит выражение связанных с ним чувств, целью конечной фазы консультации становится облегчение эмоционального отреагирования и его завершение к концу беседы.

Бывает крайне полезно выделить по крайней мере десять минут для подведения итогов консультации - сжатого и точного суммирования содержания беседы и выражения совместно достигнутого в ходе сессии понимания основной проблемы клиента. Из суммирования часто вытекает тот или иной вопрос или необходимость что-то прояснить как со стороны консультанта, так и со стороны клиента. После суммирования проблем бывает полезно спросить клиента: "Что вы считаете вашей основной проблемой, над которой вы бы хотели поработать?" Такой вопрос стимулирует мотивацию клиента и предваряет договор о дальнейшем плане действий в целом и договорённость о следующей встрече в частности.

Как известно из психотерапевтической практики, о самом важном клиенты часто говорят именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить: "Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли ещё что-то, что Вам хотелось бы добавить?" Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может стать задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос является также демонстрацией вашей готовности узнать насущную потребность клиента - подлинную причину обращения, о которой, возможно, он, до сих пор не осмеливался сказать напрямую.

Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью, и реального опыта консультации. "Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня?" или "Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям? ... В чем именно?" - вот те вопросы, которые позволяют обнаружить ожидания клиента и обсудить возможные разочарования. Чтобы задать такой вопрос, порой требуется определённое мужество от консультанта, поскольку обсуждение ожиданий - это зачастую трудный разговор о том, чего клиент не получил. Но это также потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий от разовой встречи, а следовательно, для последующей реализации реалистичного плана действий, который поможет клиенту в решении его проблем.

Заключительная фаза беседы - это также время для того, чтобы предоставить клиенту релевантную информацию и дать профессиональную рекомендацию. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так, например, проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консультанта. Поэтому, помимо (или вместо) психологической помощи, клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста: психиатра, юриста, сексолога и т. д. либо тех или иных служб, например, группы анонимных алкоголиков или суицидологического центра. Информирование клиента о доступных ему возможностях и проработка опасений по поводу обращения к тому или иному специалисту - это ещё одна задача конечной фазы первой консультации.

В заключение можно добавить, что время для записи содержания консультации (основных тем, фактов истории, гипотез, трудностей и т. д.) наступает сразу после консультации. И хотя бывает очень трудно сосредоточить своё внимание и записать содержание беседы непосредственно после неё, если этого не сделать, важная информация может быть навсегда безвозвратно утеряна.

В целом первичная консультация должна проводиться в форме, предоставляющей клиенту основания для решения, готов ли он к прохождению курса консультирования или психотерапии и принять на себя ответственность, неизбежно связанную с реализацией этого замысла.

Литература:

  • Навайтис Г. (1999) Семья в психологической консультации. - М: НПО "МОДЕК".

Переписка, общение по Skype, форумы - дистанционное психологическое консультирование набирает всё большую популярность. На каких сайтах можно работать психологом удалённо, в чём особенности формата, с чего начать и что важно знать онлайн-консультанту.

Работать психологом онлайн: где и как?

В Рунете по запросу «психолог онлайн » поисковая система выдаёт 16 млн результатов.

Наиболее популярными ресурсами всероссийского масштаба являются сайты, где психологи консультируют клиента в режиме онлайн и предусмотрена возможность записи к психологу в своём городе на личный приём.

На основных интернет-ресурсах предлагаются следующие виды услуг:

  • Переписка через приватный чат (систему личных сообщений);
  • Запись на онлайн консультирование по Skype;
  • Запись на личный приём у психолога;
  • Возможность задать вопрос на форуме (в том числе анонимно);
  • Тренинги (как правило, групповые).

Также на сайтах обычно хранится архив вопросов и форумных тем, чтобы человек мог найти информацию по своей проблеме, прочитав комментарии психологов о похожих ситуациях.

Анализ 10 наиболее популярных русскоязычных сайтов психологических услуг показал, что самыми популярными сегодня являются консультации через сообщения и форум (46%), на втором месте - консультации по Skype (37%), на третьем - психологические тренинги (17%).

При удаленном консультировании используют два способа общения:

  1. Синхронная коммуникация в «реальном времени»: психолог и клиент одновременно находятся в Сети и общаются через онлайн-мессенджеры Skype, WhatsApp, Viber и др. по видео или аудиосвязи.
  • Преимущества : Такой вид контактов сохраняет спонтанность, эффект личного присутствия и «живого» общения. Есть возможность воспринимать и интерпретировать вербальные сигналы.
  • Недостатки : Если клиент и консультант в разных часовых поясах, то этот метод связи может быть неудобным или недоступным.
2. Асинхронная коммуникация предоставляет больше свободы. Ресурсы - электронная почта, блоги, чаты и программы-коммуникаторы, сохраняющие информацию.
  • Преимущества : Каждый участник диалога отвечает, когда готов ответить. Есть время для размышлений, поиска дополнительной информации, более тщательного рассмотрения проблемы, что позволяет давать качественную обратную связь. Сохранение информации позволяет анализировать процесс взаимодействия, можно возвращаться к ранее сказанному (написанному).
  • Недостатки : Формат не подходит, если нужна немедленная психологическая поддержка. Нельзя интерпретировать язык тела, необходимо полагаться лишь на вербальную информацию. Не всегда люди могут объяснить свои чувства и мысли в письменном виде, иногда клиенту проще говорить.

Л. О. Андропова, кандидат психологических наук, эксперт МГАПС по онлайн-консультированию считает консультации в Skype наиболее удобной формой взаимодействия с клиентом, поскольку видеосвязь наиболее приближена к формату личного общения, и уточняет: онлайн-консультации не должны решать проблемы клинического характера. Работа по интернету ближе к технологии коучинга и помогает человеку самому справиться с возникшими трудностями под руководством профессионала.

Методы и ограничения в онлайн-консультировании

Психолог, работающий онлайн, использует обычный алгоритм: выявляет особенности личности клиента и его проблемы, разбирается в причинах возникновения сложностей, сообщает о результатах, помогает найти пути решения. Для этого используются стандартные методы, как в личной консультации:

  • Интервью, наблюдение, активное слушание;
  • Вербальное проявление эмпатии, оказание психологической поддержки;
  • Фокусирование на главном, анализ проблемы;
  • Информирование клиента о психологических закономерностях;
  • Поиск выхода из сложившейся ситуаций и оптимальных моделей поведения.

В онлайн-консультировании невозможно классическое использование многих психотерапевтических методов, таких как:

  • Психодрама;
  • Арт-терапия;
  • Гипноз.

Профессиональные психологи не работают онлайн со всевозможными зависимостями: алкогольной, наркотической, пищевой. Затруднена отработка новых способов поведения и навыков, выполнение упражнений по самостоятельной диагностике проблемы, дифференцированию переживаний, невозможно обучение саморегуляции.

Чтобы быть эффективной, такая работа требует прямого контакта хотя бы на первых этапах, в таких случаях дистанционно проводят дальнейшую поддержку на этапе, когда клиент уже работает самостоятельно.

Обязательное качество для успеха дистанционного психологического консультирования по переписке ‒ умение специалиста пользоваться письменной речью, грамотность, точность слов и выражений, способность направлять разговор в нужное русло. Нередко на профильных сайтах предусмотрена возможность задать вопрос бесплатно, давая на такой вопрос полезный и развёрнутый ответ, вы можете пригласить потенциального клиента к дальнейшей переписке, рекомендовать ему работу по Skype или запись на личный приём. От качества первого ответа зачастую зависит желание клиента продолжать работать с конкретным психологом, поэтому стоит постараться вникнуть в проблему, написать предположения и методики, посредством которых лучше всего вести работу по данной ситуации. В письменном сообщении вы можете дать человеку ссылки на свои ответы на похожие вопросы (если они в свободном доступе), на статьи (лучше всего - вашего авторства), круглые столы, форумы по его проблеме.

В общении по Skype и посредством других программ-коммуникаторов следует работать над выразительностью устной речи, тренировать навыки активного слушания и убеждения. Нужно уметь придерживаться одной темы и давать краткие, но полные ответы на поставленные вопросы. Необходимо также позаботиться о качестве связи. Как правило, на сайте предусмотрен график записи, где отмечено, какие дни и часы у психолога заняты и когда можно записаться. Ведите его очень внимательно, чтобы не отказывать человеку в консультации в выбранное им время и укажите точные цены за час работы.

За 5 минут до начала сеанса отправьте клиенту приветствие, чтобы он успел настроиться и подготовиться к консультации. Стандартная продолжительность онлайн-встречи - 60 минут. В процессе консультирования можно применять различные техники, интерактивные материалы, например, можно посмотреть видео и обсудить его, удобно работать с изображениями.

Начать консультировать онлайн может как опытный психолог, так и человек, недавно получивший образование. Вы можете зарегистрироваться как консультант на одном из ресурсов-посредников или создать собственный сайт. Конкуренция специалистов в области дистанционного консультирования значительно выше, чем в личном, но и востребованность услуг в таком формате велика. Поэтому, при желании, обязательно стоит попробовать себя в онлайн-формате, это - бесценный опыт.

Сделать первые шаги в карьере психолога можно, пройдя обучение по направлению в Гуманитарной академии переподготовки работников социальной сферы.

Что еще почитать