Проведение сборов. Положение о проведении военных сборов. Возмещение расходов по призыву на военные сборы

Положение о военно-полевых сборах, памяти Героя Советского Союза капитана М.Галкина

Цели и задачи

В современных условиях особое значение приобретает необходимость формирования новой системы патриотического воспитания учащихся, привития им таких непреходящих общечеловеческих ценностей, как любовь к своему Отечеству, к соотечественникам, озабоченность судьбой своей страны, готовность исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства.

Муниципальное образование «Киршский мунципальный район» уделяет особое внимание патриотическому воспитанию молодежи, для чего и проводится подготовка, организация и проведение военно-полевых сборов для детей и подростков Киришского района.

Важным аспектом при подготовке и организации военно-полевых сборов является организация социального партнерства со следующими структурами: муниципальное учреждение здравоохранения, администрация, полиция.

Целью работы, является воспитание и поддержание у подростков чувства патриотизма, гражданского долга, общественных интересов через привлечение их к участию в подготовке, организации и проведении мероприятий в рамках военно-полевых сборов.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

· Утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений,

· Уважение к культурному и историческому прошлому России, к нашим славным традициям,

· Повышение престижа государственной и особенно военной службы,

· Создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей,

· Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование системы военно-патриотического воспитания.

Порядок подготовки, организации и проведения учебных сборов

К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

Планирование и организация учебных сборов осуществляется руководителями МАУ «МДЦ «Восход» и общественной организации ВБД «ВоенВет».

Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется в соответствии с расчетом часов по предметам обучения, учебно-тематическим планом и распорядком дня.

Продолжительность учебных сборов составляет - 3 дня (24 учебных часа)+ 1 день для подготовки лагеря.

Руководитель, осуществляющий обучение заблаговременно согласовывают со штабом время и порядок проведения занятий, количество граждан, привлекаемых к проведению учебных сборов, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.

Назначенное управление сборами в дальнейшем (ШТАБ ) проводит совещание с приглашением других заинтересованных лиц. Назначаются руководители учебных мест, утверждается учебная программа, определяется порядок проведения инструктажей по ПБ и ТБ перед проведением занятий, несении службы внутреннего наряда, караульной службы, стрельб, выполнения хозяйственных работ. Инструкторы на местах ведут подготовку участников к данному мероприятию, готовят необходимую документацию, работают с родителями, медучреждениями по вопросу прививок против клещевого энцефалита. Знакомят юношей и девушек с техникой безопасности, проводят инструктажи. А также утверждается распорядок дня, учебно-методический план занятий, организация питания, подвоз участников к месту проведения сборов и обратно.

Воспитательно-образовательные цели:

Закрепить и углубить убежденность участников в необходимости укрепления обороны страны, в том, что каждый молодой человек должен готовить себя к защите Родины;

Изложить основные положения о защите государства, показать их развитие в документах правительства о назначении и функциях Вооруженных Сил;

Вести пропаганду боевых традиций ВС, прививать учащимся чувство любви и уважения к Армии и Военно-Морскому Флоту;

Формировать у учащихся умения объяснять ситуации военно-политического характера с позиций объективных, научных позиций, применять полученные знания и умения на уроках и при проведении внешкольных военно-патриотических мероприятий; осуществлять самоподготовку к будущей воинской деятельности и защите Отечества.

В разработках штаба определяется ответственность лиц, организующих данное мероприятие, их действия по реализации поставленных задач. Инструкции, составленные должны учитывать весь объем мер безопасности на сборах. Результаты инструктажа закрепляются подписью участников в ведомостях, что обеспечивает сознательность и ответственность на сборах и проведении учебно – воспитательного процесса. Ознакомление родителей с условиями прохождения их детьми учебно – полевых сборов, организацией обучения и быта, определяют должную меру ответственности и участия в подготовке своих детей к сборам.

Одежда должна соответствовать погодным условиям и изменяющемуся температурному режиму, а также видам деятельности. Необходимый минимум принадлежностей для обеспечения бытовых потребностей необходим для каждого подростка. Средства гигиены имеют особо важное значение, так как большая часть занятий проводится в природных условиях.

Обязательный минимум уровня подготовки учащихся по предметам обучения на сборах .

По тактической подготовке: знать обязанности солдата в бою, уметь передвигаться на поле боя различными способами, действовать в наступлении, выбирать место для стрельбы и наблюдения, отрывать одиночный окоп и маскировать его.

По огневой подготовке: знать меры безопасности при обращении с оружием и выполнении учебных стрельб из автомата; уметь изготавливаться для стрельбы, лежа и прицеливать, получить практику в разборке и сборке после неполной разборки автомата, выполнение начального упражнения стрельб из стрелкового оружия, метании ручных осколочных гранат.

По радиационной, химической и биологической защите: уметь действовать средствах защиты на зараженной местности, проводить специальную По общевойсковым уставам ВС РФ: знать общие обязанности военнослужащих, их права и ответственность, ознакомиться с размещением военнослужащих, распределением времени и повседневным порядком, организацией суточного наряда и караульной службы.

По строевой подготовке: знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Уметь отдавать воинское приветствие без оружия на месте и в движении, подходить к начальнику и отходить от него, действовать в составе отделения и взвода.

По физической подготовке: уметь выполнять комплексы упражнений физической зарядки, получить практику в преодолении полосы препятствий, совершении марш - броска. Ведение борьбы с противником в рукопашном бою.

По медицинской подготовке: получить практику в оказании само и взаимопомощи при ранениях в бою, выносе раненых с поля боя.

Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 17 мая 2007 г. N 185

Руководство
по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Руководство определяет порядок планирования военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе (далее именуются - граждане), обязанности должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по организации контроля за проведением военных сборов и порядок отчетности по ним.

2. Проведение военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации организуется на основании указа Президента Российской Федерации о призыве граждан на военные сборы в соответствии с планом проведения военных сборов, утверждаемым начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации.

Организация проведения военных сборов граждан, предназначенных в специальные формирования, осуществляется центральными органами военного управления, в интересах которых создаются специальные формирования, по заявкам федеральных органов исполнительной власти, на которые возложено задание на их формирование.

3. Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются решениями руководителей центральных органов военного управления, командующих войсками военных округов, осуществляющих планирование военных сборов. При этом учитывается срок готовности соединения, воинской части (корабля), организации Вооруженных Сил к выполнению боевой задачи (задачи по предназначению).

4. Военные сборы проводятся в целях подготовки граждан к военной службе и накопления их в запасе для доукомплектования войск (сил) при мобилизационном развертывании Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Целями учебных сборов являются:

приписного состава - проверка и совершенствование навыков граждан на соответствующих воинских должностях в действии при вооружении и военной технике;

тренировочных занятий с гражданами, заключившими контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве (далее - тренировочные занятия, резервисты), - восстановление (совершенствование) военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей, предусмотренных условиями контракта;

по подготовке граждан по военно-учетным специальностям - приобретение и повышение уровня военных профессиональных знаний, совершенствования выучки и воинского мастерства по соответствующим военно-учетным специальностям, необходимым в районах комплектования соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;

по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса - поддержание материальных средств в готовности к боевому применению (использованию) в интересах доукомплектования (отмобилизования) соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Проверочные сборы проводятся в целях проверки готовности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей (кораблей), организаций Вооруженных Сил и военных комиссариатов к выполнению боевых задач (задач по предназначению).

II. Порядок планирования военных сборов

5. Общее планирование военных сборов осуществляется Генеральным штабом (Главным организационно-мобилизационным управлением) на основании предложений центральных органов военного управления, штабов военных округов.

Планирование военных сборов проводится заблаговременно в год, предшествующий году их проведения.

Планирование военных сборов Генеральным штабом (Главным организационно-мобилизационным управлением) проводится в два этапа.

На первом этапе на основании предложений центральных органов военного управления, штабов военных округов по объему подготовки граждан на военных сборах в следующем году осуществляется финансовое планирование военных сборов и подготовка проекта указа Президента Российской Федерации о призыве граждан на военные сборы.

Лимиты призыва граждан на военные сборы в следующем году, а также предварительные объемы бюджетных ассигнований на их проведение определяются Генеральным штабом (Главным организационно-мобилизационным управлением) и доводятся до центральных органов военного управления, штабов военных округов.

Штабы военных округов при планировании военных сборов по подготовке граждан в следующем году для войск военных округов на базах воинских частей центрального подчинения согласовывают объемы и сроки их проведения в установленном порядке с соответствующими центральными органами военного управления. При этом планирование подготовки офицеров запаса также согласовывается с Главным управлением кадров.

На втором этапе на основании предложений центральных органов военного управления, штабов военных округов по проведению военных сборов осуществляется разработка проекта плана проведения военных сборов. При этом проект плана проведения военных сборов включает следующие разделы:

проведение учебных сборов в следующем году;

проведение учебных сборов в угрожаемый период;

проведение проверочных сборов.

Выписки из плана проведения военных сборов доводятся Генеральным штабом (Главным организационно-мобилизационным управлением) до центральных органов военного управления, штабов военных округов не позднее чем за два месяца до начала военных сборов.

6. Общее планирование военных сборов в центральных органах военного управления, военных округах возлагается на организационно-мобилизационные органы и осуществляется в два этапа.

На первом этапе центральные органы военного управления, штабы военных округов на основании предложений, поступивших из подчиненных воинских частей, определяют количество граждан, планируемых к призыву на военные сборы в следующем году, производят расчет потребности в денежных средствах для проведения военных сборов и направляют в Генеральный штаб (Главное организационно-мобилизационное управление) к 1 марта сведения о количестве граждан, планируемых к призыву на военные сборы в военном округе в следующем году, по образцу согласно приложению N 1 к настоящему Руководству.

На втором этапе на основании лимитов призыва граждан на военные сборы в следующем году, предварительных расчетов лимитов денежных средств на их проведение и предложений подчиненных воинских частей разрабатываются и направляются в Генеральный штаб (Главное организационно-мобилизационное управление) к 1 июля предложения по планированию военных сборов в следующем году по образцу согласно приложению N 2 к настоящему Руководству. При этом центральными органами военного управления, штабами военных округов предложения представляются только за непосредственно подчиненные им воинские части.

Центральные органы военного управления согласовывают сроки проведения военных сборов в непосредственно подчиненных воинских частях со штабами военных округов, на территориях которых они дислоцируются, и до 1 июня направляют свои предложения по проведению военных сборов в соответствующие штабы военных округов.

С получением указаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации об организации проведения военных сборов и выписок из плана проведения военных сборов в следующем году по образцу согласно приложению N 3 к настоящему Руководству разрабатываются:

центральными органами военного управления - планы проведения военных сборов;

штабами военных округов - сводные планы проведения военных сборов;

управлениями кадров военных округов - сводные планы в части, касающейся подготовки офицеров запаса на военных сборах.

В сводных планах учитываются все воинские части, дислоцирующиеся на территориях военных округов, независимо от их подчиненности.

К 1 декабря текущего года сводные планы проведения военных сборов штабами военных округов представляются в Генеральный штаб (Главное организационно-мобилизационное управление), а сводные планы в части, касающейся подготовки офицеров запаса на военных сборах, управлениями кадров военных округов - в Главное управление кадров.

До 1 декабря текущего года штабы военных округов доводят до воинских частей и военных комиссариатов субъектов Российской Федерации выписки из сводных планов на призыв граждан на учебные сборы в следующем году. При этом выписки в части, касающейся офицеров запаса, до воинских частей и военных комиссариатов субъектов Российской Федерации доводятся управлениями кадров военных округов.

7. Начальники управлений, отделов, служб центральных органов военного управления, военных округов за непосредственно подчиненные им воинские части представляют:

в соответствующие штабы (управления): к 10 февраля - сведения о количестве граждан, планируемых к призыву на военные сборы в следующем году, по образцу согласно приложению N 1 к настоящему Руководству с расчетом потребности в денежных средствах на проведение военных сборов; к 1 июня - предложения по планированию военных сборов в следующем году по образцу согласно приложению N 4 к настоящему Руководству;

в кадровые органы центральных органов военного управления, находящихся на их кадровом обеспечении, военных округов: к 10 февраля - сведения о количестве граждан, планируемых к призыву на военные сборы, в следующем году в части, касающейся офицеров запаса, по образцу согласно приложению N 1 к настоящему Руководству с расчетом потребности в денежных средствах на проведение военных сборов; к 1 июня - предложения по планированию военных сборов по образцу согласно приложению N 4 к настоящему Руководству.

С получением выписок из планов (сводных планов) проведения военных сборов начальники управлений, отделов, служб центральных органов военного управления, военных округов разрабатывают планы проведения военных сборов, выписки из которых доводят до непосредственно подчиненных им воинских частей.

8. Планирование подготовки офицеров запаса осуществляется кадровыми органами центральных органов военного управления, военных округов, которые после завершения планирования представляют:

в организационно-мобилизационные управления штабов военных округов к 20 февраля сведения о количестве граждан, планируемых к призыву на военные сборы в следующем году, по образцу согласно приложению N 1 к настоящему Руководству; к 10 июня - предложения по планированию подготовки офицеров запаса на военных сборах в следующем году по образцу согласно приложению N 2 к настоящему Руководству;

в Главное управление кадров: к 1 июля - предложения по планированию подготовки офицеров запаса на военных сборах в следующем году по образцу согласно приложению N 2 к настоящему Руководству.

С получением предложений по планированию подготовки офицеров запаса на военных сборах в следующем году Главное управление кадров обобщает их, анализирует и принимает участие в работе Генерального штаба по разработке плана проведения военных сборов.

Выписки из плана проведения военных сборов организационно-мобилизационные органы центральных органов военного управления, военных округов доводят до кадровых органов соответствующих штабов (управлений).

С получением выписок из плана проведения военных сборов в части, касающейся офицеров запаса, управления кадров военных округов доводят их до воинских частей, дислоцирующихся на территории военных округов, независимо от их подчиненности, а также до военных комиссариатов субъектов Российской Федерации.

9. Воинские части центрального подчинения в установленном порядке представляют:

к 10 февраля - сведения о количестве граждан, планируемых к призыву на военные сборы в следующем году, по образцу согласно приложению N 1 к настоящему Руководству и расчет потребности в денежных средствах на проведение военных сборов;

к 1 июня - предложения по планированию военных сборов в следующем году по образцу согласно приложению N 4 к настоящему Руководству.

С получением выписок из планов (сводных планов) проведения военных сборов воинские части не позднее чем за месяц до начала учебных сборов разрабатывают планы проведения учебных сборов и во взаимодействии с военными комиссариатами организуют дальнейшую работу по подготовке к проведению учебных сборов.

10. Порядок планирования учебных сборов в военных комиссариатах определяется штабами военных округов.

На основании указаний начальников штабов военных округов на проведение военных сборов и выписок из сводного плана военных округов на призыв граждан на учебные сборы в следующем году военные комиссариаты субъектов Российской Федерации разрабатывают планы призыва граждан на учебные сборы и соответствующие выписки из них доводят до соответствующих отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные).

Сведения о сроках и количестве граждан, призываемых на учебные сборы, доводятся в установленном порядке военными комиссариатами субъектов Российской Федерации до соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководителей организаций.

В последующем отделы (муниципальные) при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций организуют работу по призыву граждан на учебные сборы.

11. Основными исходными данными для разработки предложений по проведению военных сборов являются:

сведения о гражданах, предназначенных в воинские части по мобилизации и не соответствующих своему должностному предназначению;

сведения о состоянии и емкости учебной материально-технической базы, казарменно-бытового фонда;

сведения о наличии специалистов (военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил), способных осуществлять подготовку граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям, на которые предназначены граждане по мобилизации;

сведения о планируемых в следующем году мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки войск (сил), командно-штабных (мобилизационных), тактических (тактико-специальных) учениях и другие;

сведения о состоянии содержащихся на хранении вооружения, военной техники, других материальных средств и возможностях подразделений технического обеспечения по их обслуживанию и ремонту.

12. При подготовке сведений о гражданах, не соответствующих своему должностному предназначению, учитываются:

качественные характеристики укомплектованности воинских частей личным составом запаса по штатам военного времени;

сведения о некомплекте офицеров запаса;

сведения о количестве прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов, недостающих для укомплектования войск (сил) по штатно-должностному предназначению.

13. При планировании военных сборов учитываются проводимые в Вооруженных Силах организационные мероприятия, сезонный отрыв граждан на сельскохозяйственные работы, а также возможности военных комиссариатов по отбору и призыву граждан на военные сборы.

Проведение учебных сборов приписного состава и проверочных сборов планируется одновременно с проведением мероприятий оперативной, мобилизационной и боевой подготовки войск (сил).

14. Планирование проведения военных сборов в угрожаемый период осуществляется одновременно с планированием военных сборов на следующий год.

15. Штабы военных округов, получающие на военные сборы граждан из других военных округов, не позднее чем за два месяца до начала военных сборов уведомляют соответствующие военные округа, осуществляющие поставку граждан на военные сборы, о количестве, месте и времени их поставки.

16. Призыв граждан на учебные сборы военным комиссариатом проводится в соответствии с выписками из сводных планов военных округов и заявками воинских частей на поставку граждан на учебные сборы.

Перед призывом на учебные сборы отделы (муниципальные) совместно с воинскими частями осуществляют изучение и отбор граждан - кандидатов для прохождения учебных сборов.

17. По данным воинского учета осуществляется предварительный отбор граждан без вызова их в военные комиссариаты.

О призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых работают граждане. В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане.

18. На граждан, прошедших военно-врачебную комиссию и призванных на учебные сборы, составляются именные списки по образцу согласно приложению N 5 к настоящему Руководству.

19. На граждан, призванных на военные сборы, военные комиссариаты направляют командирам воинских частей именные списки и личные дела офицеров запаса (с послужными картами).

Личные дела офицеров запаса, призванных на военные сборы, в опечатанном виде, а также именные списки граждан вручаются старшему команды под расписку.

20. Граждане, призываемые на военные сборы на воинские должности, предусматривающие работу со сведениями, составляющими государственную тайну , должны иметь оформленный в установленном порядке допуск к сведениям, составляющую государственную тайну, по соответствующей форме.

Граждан, не имеющих допусков соответствующей формы или имеющих допуски, действие которых прекращено или истекли сроки действия, направлять на военные сборы на воинские должности, предусматривающие работу (ознакомление) со сведениями, составляющими государственную тайну, запрещается.

21. На учебные сборы приписного состава, учебные сборы по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса, проверочные сборы призываются, как правило, граждане, предназначенные по мобилизации в воинские части или из остатков ресурсов военных комиссариатов, имеющие соответствующую подготовку по военно-учетным специальностям.

22. Прием граждан, призванных на военные сборы, в воинских частях осуществляется на пунктах приема личного состава по именным спискам военных комиссариатов. Личные вещи граждан принимаются на хранение с выдачей им квитанций установленного образца.

По окончании приема граждан, призванных на военные сборы, издается приказ командира воинской части об их зачислении в списки личного состава воинской части, о чем в документах воинского учета граждан производятся соответствующие записи.

Учет граждан, призванных на военные сборы, осуществляется в установленном порядке.

Граждане, призванные на военные сборы и ранее не принимавшие Военную присягу , в 5-дневный срок в установленном порядке приводятся к Военной присяге. О приведении граждан к Военной присяге в их документах воинского учета производятся соответствующие записи.

23. Размещение граждан на период проведения военных сборов осуществляется в пунктах постоянной дислокации воинских частей, учебных центрах или лагерях по решениям соответствующих руководителей центральных органов военного управления, командующих войсками военных округов.

Увольнение их из расположения воинской части проводится командирами подразделений (начальником военных сборов) в порядке, установленном командиром воинской части, в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Внутренняя и караульная службы на военных сборах осуществляются в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

24. При переводе (полном или частичном) воинских частей на штаты военного времени в ходе проведения учебных сборов приписного состава и проверочных сборов пользоваться действительными наименованиями и условными наименованиями военного времени воинских частей запрещается. В этот период воинские части в официальных документах и в переписке именуются только по условным наименованиям, а вновь формируемые воинские части - по условным наименованиям мирного времени воинских частей-формирователей с присвоением им соответствующих литеров.

25. При переводе воинских частей на штаты военного времени в ходе проведения учебных сборов приписного состава и проверочных сборов призыв граждан, предназначенных по мобилизации на воинские должности, укомплектованные личным составом кадра, подлежащим увольнению при переводе воинских частей с мирного на военное время (на штаты военного времени), не проводится.

26. Подготовка граждан, призванных на военные сборы, осуществляется на штатном вооружении и военной технике воинских частей по программам боевой подготовки и (или) проведения военных сборов, разрабатываемым центральными органами военного управления и (или) управлениями объединений, соединений и воинских частей, проводящих учебные сборы.

27. Для проверки качества проведения занятий и оказания необходимой помощи командирам (начальникам), проводящим военные сборы, могут привлекаться специалисты из других воинских частей по указаниям соответствующих командиров (начальников).

28. Ознакомление граждан, призванных на военные сборы, с новыми образцами вооружения и военной техники, проходящими войсковые испытания, запрещается.

29. Для приема зачетов приказом командира воинской части из числа наиболее подготовленных и опытных офицеров создаются специальные комиссии.

Гражданам, успешно сдавшим зачеты, могут присваиваться (изменяться) военно-учетные специальности (воинские должности), а также присваиваться очередные воинские звания, о чем в установленном порядке вносятся соответствующие изменения в документы воинского учета.

30. Присвоение очередных воинских званий осуществляется по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учебные сборы приписного состава

31. Сроки проведения учебных сборов приписного состава должны согласовываться с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

32. Призыв и отправка граждан на учебные сборы приписного состава военными комиссариатами, их прием и организация подготовки воинскими частями производятся в соответствии с требованиями служебных документов, разработанных применительно к документам мобилизационного планирования.

33. Призыв граждан, предназначенных в состав организационного ядра по мобилизационным планам, в воинские части, как правило, проводится заблаговременно, но не позднее чем за 5 дней до подачи в них основного состава.

В целях обеспечения качественной подготовки граждан продолжительность учебных сборов приписного состава может превышать сроки готовности воинских частей. Увеличение продолжительности учебных сборов приписного состава осуществляется за счет увеличения продолжительности этапов боевого слаживания подразделений и воинских частей.

Общая продолжительность учебных сборов приписного состава должна составлять не менее 10 суток.

34. Подготовка граждан на учебных сборах приписного состава проводится на воинских должностях военного времени в составе подразделений и воинских частей и осуществляется по программам учебных сборов приписного состава, разработанным центральными органами военного управления и (или) управлениями объединений, соединений и воинских частей, проводящих учебные сборы, применительно к планам боевого слаживания.

35. На учебные сборы приписного состава призывать только граждан, предназначенных в данную воинскую часть.

36. При проведении учебных сборов приписного состава запрещается пользоваться подлинными документами мобилизационного планирования.

Тренировочные занятия

37. Тренировочные занятия являются основной формой подготовки резервистов к военной службе и проводятся в составе подразделений, экипажей, расчетов и осуществляются по соответствующей программе боевой подготовки.

38. Тренировочные занятия проводятся ежемесячно. Общая продолжительность подготовки резервистов на тренировочных занятиях в течение года не должна превышать 24 учебных дней.

Учебные сборы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям

39. На учебные сборы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям призываются граждане, как правило, предназначенные для доукомплектования воинских частей до штатов военного времени. В целях накопления в запасе подготовленных по военно-учетным специальностям и воинским должностям граждан, необходимых для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и восполнения потерь войск (сил) в ходе войны, также могут призываться граждане 1-го разряда из остатков ресурсов комплектующих военных комиссариатов.

Общая продолжительность подготовки по военно-учетной специальности одного гражданина, пребывающего в запасе, не должна превышать 2 месяца (подготовка офицеров запаса из числа прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов запаса - не менее 45 суток).

40. Планировать и проводить учебные сборы по подготовке механиков-водителей танков, боевых машин пехоты, гусеничных тягачей, инженерных и специальных машин в воинских частях, не имеющих права выдачи удостоверений на право управления боевой (специальной) машиной или другим образцом вооружения и военной техники, запрещается.

41. Призыв военными комиссариатами граждан на учебные сборы для подготовки по военно-учетным специальностям военной разведки производится по именным спискам штаба военных округов.

Проверочные сборы

42. Проведение проверочных сборов осуществляется на основании решения Министра обороны Российской Федерации или по его указанию - решений начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов в соответствии с планом распределения лимитов призыва граждан на проверочные сборы. При этом подача граждан на проверочные сборы осуществляется на основании нарядов на призыв граждан по мобилизации, а также уточненных заявок на восполнение текущего и временного некомплектов личного состава воинских частей.

43. Сроки проведения проверочных сборов определяются должностными лицами, принявшими решение на их проведение.

Общая продолжительность проверочных сборов должна составлять не менее 7 суток.

III. Обязанности должностных лиц Вооруженных Сил по организации контроля за проведением военных сборов

44. Организация контроля за проведением военных сборов возлагается на руководителей центральных органов военного управления, командующих войсками военных округов, объединениями, командиров соединений, воинских частей, руководителей (начальников) организаций Вооруженных Сил и военных комиссаров.

Основной формой контроля за проведением военных сборов является практическая работа должностных лиц в подчиненных воинских частях по проверке организации и эффективности проведения военных сборов.

Проверка организации военных сборов осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми центральными органами военного управления, штабами военных округов, объединений, соединений, организациями Вооруженных Сил и военными комиссариатами субъектов Российской Федерации.

Планами контроля военных сборов должны предусматриваться проверки готовности воинских частей к проведению военных сборов, а также проверки эффективности учебного процесса в ходе проведения военных сборов.

Центральными органами военного управления, штабами военных округов планы контроля военных сборов разрабатываются на основании планов (сводных планов) проведения военных сборов, а военными комиссариатами субъектов Российской Федерации - на основании планов призыва граждан на военные сборы.

Управлениями, отделами, службами, кадровыми органами центральных органов военного управления, военных округов планы контроля военных сборов разрабатываются на основании выписок из планов контроля военных сборов, которые им доводятся центральными органами военного управления, штабами военных округов соответственно до 15 декабря года, предшествующего году проведения военных сборов, а также своих планов проведения военных сборов в следующем году.

Планирование мероприятий по осуществлению контроля военных сборов в следующем году должно завершаться до 25 декабря года, предшествующего году их проведения.

45. Военные сборы могут начинаться только с получением разрешения от старших командиров (начальников) после определения готовности воинской части к их проведению.

Должностные лица, осуществлявшие контроль военных сборов, по итогам проверок подготавливают письменные доклады старшим командирам (начальникам).

46. Руководители центральных органов военного управления, командующие войсками военных округов, командующие (командиры) объединениями (соединений) отвечают за полное и качественное выполнение планов проведения военных сборов, подготовку предложений по совершенствованию организации и порядка проведения военных сборов.

Они обязаны:

проверять готовность воинских частей к проведению учебных сборов, принимать меры к их полному материальному, техническому и финансовому обеспечению;

оказывать всестороннюю помощь командирам воинских частей в организации подготовки и проведении учебных сборов, подготовке руководителей занятий, проведении показных и инструкторско-методических занятий по наиболее сложным вопросам, отрабатываемым в ходе учебных сборов;

разрабатывать мероприятия и предложения по совершенствованию учебных программ подготовки граждан на учебных сборах.

47. Руководство учебным процессом по подготовке граждан на военных сборах возлагается на управления (отделы) боевой подготовки центральных органов военного управления, военных округов, объединений и отделения боевой подготовки соединений.

Они отвечают за:

разработку и организацию обеспечения воинских частей программами боевой подготовки и проведения учебных сборов граждан, экзаменационными материалами для проведения контрольных занятий;

своевременную подготовку учебной материально-технической базы проведения военных сборов;

организацию боевой и специальной подготовки граждан, боевого слаживания подразделений и воинских частей в ходе проведения военных сборов;

обобщение и распространение передового опыта подготовки граждан на военных сборах.

48. Командиры воинских частей отвечают за:

организацию приема граждан на военные сборы;

своевременное доведение до граждан, прибывших на военные сборы, требований по сохранению государственной тайны , хранению и обращению с секретными документами, вооружением и военной техникой, порядку ведения личной переписки, требований мер безопасности;

обеспечение мер безопасности;

своевременное и полное материальное, техническое и финансовое обеспечение военных сборов;

организацию учебного процесса и проводимых занятий;

боевое слаживание подразделений и воинских частей;

своевременную выплату окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям, а также коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, и процентных надбавок в размерах, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях;

организацию и обеспечение режима секретности, сохранности военной техники, вооружения и других материальных средств;

своевременное представление необходимых данных в военные комиссариаты о воинских должностях, на которые необходимо оформление допуска к сведениям, относящимся к государственной тайне, по соответствующим формам.

Командиры воинских частей обязаны:

а) не позднее чем за месяц до начала учебного сбора:

разработать и утвердить план проведения учебного сбора с расчетом часов и указанием тем по предметам обучения на каждую неделю, расчетами расходов моторесурсов, боеприпасов, других материально-технических средств, расчетом финансового обеспечения;

издать приказ о подготовке и проведении учебного сбора;

представить в довольствующие службы заявки на недостающие материальные и денежные средства для обеспечения учебного сбора;

направить в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации заявки на поставку граждан на учебный сбор;

организовать в комплектующих военных комиссариатах изучение и отбор граждан на учебный сбор;

б) за неделю до начала учебного сбора:

утвердить расписание занятий на первую неделю учебного сбора, утвердить методические разработки и конспекты занятий. При подготовке учебного сбора по обслуживанию материальных средств неприкосновенных запасов разработать план их обслуживания;

разработать и согласовать с комплектующими военными комиссариатами график и способ поставки граждан на учебный сбор в воинскую часть;

разработать ведомость контроля за ходом приема граждан на учебный сбор;

в) не позднее чем за 3 дня до начала учебного сбора:

провести инструкторско-методические занятия с личным составом администрации учебного сбора;

выделить необходимое количество вооружения, военной техники и обеспечить готовность учебной материально-технической базы к проведению занятий с гражданами, призванными на учебный сбор;

проверить готовность к приему, экипировке, размещению, организации питания и помывке граждан, призванных на учебный сбор, началу учебного процесса с ними;

г) при проведении военного сбора:

организовать:

прием, экипировку, размещение и питание граждан, прибывших на военный сбор;

хранение личных вещей граждан, прибывших на военный сбор;

издать приказ о зачислении граждан в списки личного состава воинской части, организовать их учет;

организовать учебный процесс с гражданами, прибывшими из запаса;

привести к Военной присяге граждан, ранее ее не принимавших;

издать при проведении учебного сбора по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и учебного сбора приписного состава приказ о создании комиссии для проверки усвоения гражданами программного материала;

д) по окончании военного сбора:

организовать прием у граждан зачетов по знанию программного материала;

составить на офицеров запаса, прошедших учебные сборы по подготовке по военно-учетным специальностям, а также на граждан, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса, служебные характеристики, в которых отразить степень освоения программы учебных сборов, отношение к изучению военно-учетной специальности, моральные и деловые качества, воинскую должность, на которую может быть предназначен гражданин по мобилизации, какое вооружение и военную технику он изучал, военно-учетную специальность, по которой следует его учитывать (в том случае, если гражданин проходил переподготовку по новой военно-учетной специальности), и вывод о возможности присвоения в установленном порядке очередного (первого) офицерского звания;

внести соответствующие записи о прохождении военных сборов в документы воинского учета граждан с указанием продолжительности и вида военных сборов и заверив их своей или начальника штаба подписью, а об их осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну , - в справки о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, заверяя их подписью начальника подразделения по защите государственной тайны и гербовой печатью воинской части;

составить на прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса, успешно прошедших учебные сборы и получивших необходимую подготовку на соответствующих воинских должностях (независимо от продолжительности военных сборов), именные списки, указав в них вид и продолжительность учебных сборов, номера (коды) военно-учетных специальностей и коды воинских должностей, вид вооружения и военной техники, по которым учитывать и использовать их в дальнейшем, дату приведения к Военной присяге граждан, ранее ее не принимавших;

внести запись в документы воинского учета гражданам, успешно сдавшим зачеты по знанию программного материала, о возможности присвоения им очередного воинского звания;

проверить наличие, целостность и сохранность секретных документов, вооружения и военной техники, отдельных узлов, блоков и деталей к ним, использовавшихся на военных сборах;

организовать постановку вооружения и военной техники на хранение и закладку в неприкосновенный запас материальных средств вместо израсходованных в период проведения военных сборов;

произвести в установленном порядке выплату гражданам, прошедшим военные сборы, окладов по воинским должностям, предусмотренным штатом воинской части, и окладов по воинским званиям;

издать приказ об исключении граждан из списков воинской части;

организовать выдачу гражданам личных вещей;

провести в торжественной обстановке организованную отправку граждан из воинских частей к месту жительства;

выслать личные дела и характеристики на офицеров запаса и именные списки на прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса, прошедших военные сборы, в 10-тидневный срок в отделы (муниципальные) по месту их воинского учета;

представить по окончании военного сбора письменный доклад о результатах военного сбора непосредственному командиру (начальнику) в штаб военного округа, на территории которого дислоцируется воинская часть;

внести с получением приписных карт из отделов (муниципальных) на граждан, прошедших военные сборы, соответствующие изменения в документы плана комплектования воинской части личным составом и уточнить качество укомплектованности воинской части личным составом.

49. Начальники отделов (муниципальных) отвечают за:

качественный отбор граждан для призыва на военные сборы;

организацию медицинского освидетельствования граждан, призываемых на учебные сборы;

своевременное оповещение, сбор, поставку граждан в воинские части на военные сборы, а также полноту выполнения плана призыва граждан на учебные сборы;

организацию перевозки граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов и обратно;

своевременное оформление допуска к государственной тайне гражданам запаса, предназначенным на должности, предусматривающие их доступ к государственной тайне в ходе проведения военных сборов;

достоверность представленных сведений о фактическом времени пребывания граждан на военных сборах и внесении записей в документы воинского учета о прохождении военных сборов, об изменении (присвоении) военно-учетной специальности (воинской должности);

своевременную компенсацию расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов, а также своевременную выплату минимального размера оплаты труда гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения, за время участия в мероприятиях, связанных с прохождением ими военных сборов.

Начальники отделов (муниципальных) обязаны:

а) при подготовке к проведению учебного сбора:

разработать с получением указаний начальника штаба военного округа на проведение военных сборов в следующем году и выписок из плана призыва граждан на учебные сборы план призыва граждан на учебные сборы;

довести сведения о сроках и количестве граждан, призываемых на учебные сборы в следующем году, до органов местного самоуправления и руководителей организаций;

организовать:

работу по отбору граждан на учебные сборы во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и воинскими частями;

оповещение и вызов по повесткам в военный комиссариат предварительно отобранных для прохождения учебных сборов граждан для уточнения данных воинского учета;

медицинское освидетельствование граждан, отобранных на учебные сборы (кроме тренировочных занятий);

оформление допуска к государственной тайне по соответствующей форме на граждан, предназначенных на должности, предусматривающие доступ к государственной тайне;

доставку граждан на военные сборы и обратно, в случае перевозки граждан железнодорожным, морским, водным и воздушным транспортом - оформление и выдачу воинских перевозочных документов;

составление на граждан, призываемых на военные сборы, именных списков и издание приказа об их призыве на военные сборы;

выписку на основании именных списков граждан, отобранных на учебные сборы, повесток и мобилизационных предписаний гражданам, не имеющим их, которые помещаются в отдельную картотеку по учебным сборам;

выделение личных дел офицеров запаса, учетных карточек прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов, отобранных для прохождения военных сборов, в отдельную картотеку по военным сборам с указанием номеров команд;

разработку за неделю до начала учебных сборов документов контроля за ходом оповещения, сбора, призыва и поставки граждан в воинские части на учебные сборы;

доставку в воинские части личных дел офицеров запаса и именных списков граждан, призванных на военные сборы, представителем военного комиссариата, осуществляющих сопровождение граждан в воинские части;

б) по окончании военных сборов:

произвести по прибытии граждан, прошедших военные сборы, в военный комиссариат записи о прохождении гражданами военных сборов и организовать выдачу справок установленного образца о прохождении ими военных сборов;

организовать выдачу гражданам денежных компенсаций за участие в мероприятиях, связанных с пребыванием их на военных сборах;

организовать учет фактической осведомленности в особой важности и совершенно секретных сведениях граждан, имевших в ходе проведении военных сборов доступ к ним;

в) присвоить (изменить) при получении личных дел и именных списков на граждан, прошедших учебные сборы, успешно сдавших зачеты по программному материалу, при необходимости военно-учетные специальности, воинские должности или категории запаса;

представить документы в установленном порядке на граждан, успешно сдавших во время военных сборов зачеты по программному материалу и предназначенных по мобилизации в воинские части на воинские должности, для которых штатами воинских частей предусмотрены воинские звания равные или более высокие, чем воинские звания, имеющиеся у граждан, к присвоению очередных офицерских воинских званий;

предназначить (приписать) граждан по мобилизации в воинские части по месту прохождения военных сборов, уточнить качественные характеристики укомплектованности команд;

внести необходимые изменения в документы воинского учета военного комиссариата и в месячный срок выслать в комплектуемые воинские части приписные карты на граждан, прошедших военные сборы;

вызвать граждан, прошедших военные сборы, в военный комиссариат, произвести необходимые записи в их документах воинского учета и вручить новые мобилизационные предписания;

представить отчет о результатах подготовки граждан на военных сборах военному комиссару субъекта Российской Федерации;

г) при получении от организаций сведений о размере фактических расходов, связанных с призывом граждан на военные сборы и прохождением ими военных сборов, осуществить выплату данных расходов.

IV. Порядок отчетности по военным сборам

50. По результатам военных сборов представляются:

а) командирами воинских частей (кораблей), начальниками (руководителями) организаций Вооруженных Сил, отделами (муниципальными) в 15-дневный срок по окончании военного сбора в центральные органы военного управления, штабы военных округов, объединений и соединений - доклады о результатах проведения военных сборов;

б) командующими объединениями и командирами соединений ежегодно к 10 декабря - отчеты об итогах проведения военных сборов за год по образцу согласно приложению N 6 к настоящему Руководству в центральные органы военного управления, штабы военных округов;

в) военными комиссарами субъектов Российской Федерации ежегодно к 10 декабря в штабы военных округов - отчеты об итогах проведения военных сборов за год по образцу согласно приложению N 7 к настоящему Руководству;

г) руководителями центральных органов военного управления за непосредственно подчиненные войска (силы) в Генеральный штаб (Главное организационно-мобилизационное управление):

ежемесячно к 1-му числу - доклад об итогах военных сборов с информацией о начале и завершении военных сборов в истекшем месяце по установленной форме;

к 30 декабря ежегодно - отчет об итогах проведения военных сборов за год по образцу согласно приложению N 8 к настоящему Руководству;

д) начальниками штабов военных округов за войска (силы), дислоцирующиеся на территории военного округа, независимо от их подчиненности в Генеральный штаб (Главное организационно-мобилизационное управление):

ежемесячно к 1-му числу - доклад об итогах военных сборов с информацией о начале и завершении военных сборов в истекшем месяце;

ежегодно к 30 декабря - отчет об итогах проведения военных сборов за год по образцу согласно приложению N 8 к настоящему Руководству;

е) начальниками родов войск, специальных войск, служб, управлений, отделов центральных органов военного управления, военных округов за непосредственно подчиненные им воинские части в соответствующие штабы (управления), а по офицерам запаса - в соответствующие кадровые органы:

ежемесячно к 25-му числу - доклад об итогах военных сборов с информацией о начале и завершении военных сборов в истекшем месяце;

ежегодно к 10 декабря - отчет об итогах проведения военных сборов за год по образцу согласно приложению N 6 к настоящему Руководству;

ж) руководителями кадровых органов центральных органов военного управления, военных округов и флотов в части, касающейся офицеров запаса:

доклад об итогах подготовки офицеров запаса на военных сборах в истекшем месяце:

ежемесячно к 28-му числу - в организационно-мобилизационные управления штабов военных округов;

ежемесячно к 1-му числу - в Главное управление кадров;

отчет об итогах подготовки офицеров запаса в отчетном году согласно приложению N 8 к настоящему Руководству ежегодно к 20 декабря - в организационно-мобилизационные управления штабов военных округов, ежегодно к 30 декабря - в Главное управление кадров.

______________________________

* Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации - Главным управлением кадров.

44. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах предусматривает проведение ежегодных учебных сборов.

К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

45. Продолжительность учебных сборов - 5 дней (40 учебных часов). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

46. Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.

47. Сборы, как правило, проводятся:

с обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования - в конце предпоследнего года обучения - в мае - июне;

с обучающимися в образовательных учреждениях начального профессионального образования - в конце предпоследнего года обучения - в июне - июле;

в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - в конце предпоследнего года обучения (в зависимости от сроков обучения и специальностей);

в учебных пунктах - по окончании теоретической части обучения.

Конкретные сроки проведения учебных сборов устанавливаются местными (муниципальными) органами управления образованием по согласованию с военными комиссариатами районов. Время проведения учебных сборов для граждан в учебных пунктах определяется в зависимости от сроков окончания обучения решением органов местного самоуправления по согласованию с военными комиссариатами районов.

48. Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с решением главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, согласованным с начальником военного гарнизона, и планом подготовки к проведению учебных сборов.

В проекте решения предусматриваются: место и время проведения учебных сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с воинскими частями, порядок финансирования учебных сборов, а также вопросы организации жизни и быта граждан на учебных сборах (проживание, организация питания, медобслуживание, доставка граждан к месту сборов). Назначаются ответственные руководители.

49. Планирование и организация учебных сборов осуществляется местными (муниципальными) органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений (начальниками учебных пунктов) совместно с военными комиссариатами районов и командирами воинских частей.

50. На основании принятого решения руководитель местного (муниципального) органа управления образованием издает приказ об организации и проведении учебных сборов, согласованный с военным комиссаром района.

Для проведения учебных сборов с гражданами, обучающимися в образовательных учреждениях (учебных пунктах), приказом руководителя органа управления образованием (распоряжением главы органа местного самоуправления - для учебных пунктов) назначаются: начальник учебных сборов, его заместители - по воспитательной работе и по хозяйственной части, начальник штаба сборов и врач. Руководители образовательных учреждений при необходимости для оказания помощи преподавателям, осуществляющим подготовку по основам военной службы, выделяют дополнительно учителей-предметников.

Начальник учебных сборов осуществляет общее руководство подготовкой и проведением сборов. Он отвечает за своевременную разработку документов, регламентирующих их проведение; подготовку должностных лиц сборов; согласование вопросов организации и порядка проведения сборов; организацию взаимодействия образовательного учреждения (учебного пункта) с военным комиссариатом района и воинской частью (военным образовательным учреждением профессионального образования), привлекаемой к подготовке и проведению сборов; организацию и состояние учебной и воспитательной работы, хозяйственную и финансовую деятельность, соблюдение мер безопасности.

Заместитель начальника сборов по воспитательной работе несет ответственность за организацию и проведение военно-патриотического воспитания граждан, их дисциплину и морально-психологическое состояние. Он разрабатывает план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, участвует в разработке плана спортивных мероприятий, изучает нужды и запросы граждан и принимает меры по их удовлетворению.

Заместитель начальника сборов по хозяйственной части отвечает за материальное обеспечение сборов. Он организует размещение, питание и медицинское обеспечение граждан, получает и выдает имущество, предусмотренное планом подготовки и проведения сборов; обеспечивает сохранность и ведет учет материальных средств. После окончания сборов сдает полученное во временное пользование имущество и другие материальные средства, отчитывается за израсходованные продукты питания.

Начальник штаба сборов непосредственно разрабатывает план подготовки и проведения сборов, расписание занятий, распорядок дня, контролирует выполнение учебной программы, организует размещение и перевозку граждан к местам проведения занятий и обратно, составляет заявки на получение необходимого имущества, организует и руководит внутренней службой на сборах, составляет смету расходов учебных сборов.

Врач сборов обязан: организовывать медицинское обеспечение граждан, принимающих участие в проведении сборов, следить за соблюдением установленных санитарных норм размещения, питания, водоснабжения, участвовать в разработке режима питания граждан на сборах, осуществлять систематический медицинский контроль за качеством питания и доброкачественностью воды, направлять при необходимости больных граждан для лечения в учреждения здравоохранения.

51. Для проведения учебных сборов начальник гарнизона на основании указания штаба военного округа совместно с военным комиссаром района закрепляет воинские части за образовательными учреждениями (учебными пунктами), расположенными на территории гарнизона.

52. Руководитель образовательного учреждения (организации, на базе которой создан учебный пункт) и преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы (начальник учебного пункта), совместно с представителем военного комиссариата района заблаговременно согласовывают с воинской частью: время и порядок проведения занятий, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, меры безопасности на занятиях и другие вопросы.

53. Образовательный процесс, осуществляемый во время сборов, организуется в соответствии с учебным планом, учебно-тематическим планом и распорядком дня. Образцы указанных документов приведены в приложениях N 6, к настоящей Инструкции.

Организация учебных сборов при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях может осуществляться путем ежедневных выездов (выходов) в поле, на стрельбище (в тир), а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей по программам, согласованным с военным комиссаром района.

54. Обучение граждан стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия организуется и проводится в установленном порядке командирами воинских частей на стрельбищах или в тирах. Для проведения стрельб командиры воинских частей назначают ответственных должностных лиц и предоставляют оружие и боеприпасы.

Штабом воинской части при разработке плана боевой подготовки воинской части на новый учебный год в один из его разделов включаются мероприятия по проведению учебных сборов с обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктов организаций, закрепленных за воинской частью приказом начальника гарнизона. В приложение к указанному плану отдельной строкой включается расход боеприпасов при проведении стрельб с обучающимися.

55. Для руководства и обслуживания стрельб, а также обеспечения мер безопасности во время стрельбы приказом по воинской части назначаются: старший руководитель стрельбы, начальник оцепления, дежурный врач (фельдшер) с санитарной машиной и артиллерийский техник (мастер). Кроме того, старший руководитель стрельбы назначает руководителей стрельбы на участках, наблюдателей и начальника пункта боевого питания. При стрельбе на одном участке обязанности руководителя стрельбы на участке возлагаются на старшего руководителя стрельбы. Обязанности должностных лиц, задействованных на период проведения стрельб, и меры безопасности при проведении стрельб приведены в приложениях N 9 и к настоящей Инструкции.

56. До проведения стрельб преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, детально изучает с обучаемыми:

устройство и порядок применения боевого ручного стрелкового оружия;

меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;

порядок выполнения упражнений стрельб.

Подготовленность каждого обучаемого к стрельбе проверяется представителем воинской части в присутствии преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы. К стрельбе допускаются только те граждане, которые имеют навыки обращения с оружием, твердо усвоили меры безопасности при проведении стрельб.

57. В период проведения огневой подготовки обучаемые выполняют начальное упражнение из автомата (карабина) и упражнения в метании ручных учебных гранат в пешем порядке днем.

Во время стрельбы в тылу стрельбища с обучаемыми организуются занятия по огневой подготовке.

58. В районах и городах, где нет воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, проведение стрельб организуется военным комиссаром района на стрельбищах и в тирах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба, оборонных спортивно-технических и других организаций Российской Федерации (по согласованию с ними).

Организация стрельб осуществляется руководителями указанных органов и организаций в установленном ими порядке.

При отсутствии условий для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия организуется стрельба из спортивного или пневматического оружия в специально оборудованных местах.

59. Занятия по программе учебных сборов, не связанные со стрельбой из боевого оружия, проводят преподаватели, осуществляющие подготовку по основам военной службы, совместно с военнослужащими, специально назначенными от закрепленных воинских частей.

К занятиям могут привлекаться специалисты учреждений государственных и муниципальных органов здравоохранения (по медицинской подготовке), территориальных органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и другие специалисты согласно решению руководителя органа местного самоуправления.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время, см. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 946.

60. Обеспечение питанием граждан, привлекаемых для прохождения сборов, организуемых на базе воинских частей, осуществляется в соответствии с Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время <*> по действующим нормам с предварительной оплатой стоимости продовольственного пайка по установленным ценам и расходов по приготовлению пищи в размере 20% стоимости пайка (без хлеба), а при проведении сборов при образовательных учреждениях, в других организациях - силами и средствами, определяемыми решением главы органа местного самоуправления.

Евгений Гаврилов, соучредитель Лаборатории бега, рассказывает зачем нужны спортивные сборы, как и где их проводить.

Зачем нужны спортивные сборы и что это такое?

Чтобы добиться результатов в беге, нужно много правильно тренироваться, совершенствовать технику, выносливость и не травмироваться. Обычному работающему человеку практически невозможно работать, делать по две тренировки в день, и еще успевать восстанавливаться.

Спортивные сборы — это от нескольких дней до нескольких недель тренировок, когда вас ничего не отвлекает от спорта и отдыха между тренировками.

Когда пора ехать на спортивные сборы?

Не важно, новичок вы или продвинутый спортсмен, сборы помогут вам в любом случае.

Новичку можно сделать акцент на технике или на выносливости. Одна-две недели тренировок под внимательным присмотром тренера помогут достичь того, что в обычных условиях потребовало бы один-два месяца.

Более опытные спортсмены выезжают на сборы, чтобы заложить базу (сделать много длительных тренировок в медленном темпе), развить какой-то физиологический параметр, подготовиться к конкретным соревнованиям или получить набор тренировок, например горных, которые в городских условиях сделать невозможно, и даже просто — отдохнуть.

Время для сборов выбирается в зависимость от цели. Базу марафонцы закладывают зимой — это основа для последующих скоростных и технических тренировок. Поэтому такие сборы проводят с декабря по февраль. Тренировки на технику требуют малых нагрузок, поэтому над ней очень хорошо работать в период восстановления после летнего сезона — в октябре, ноябре. В марте — апреле проводят сборы для подведения к соревновательному сезону.

А если вам предстоит старт, на котором вы планируете показать отличный результат, то сам старт должен следовать за серией сборов. Сначала подготовительные сборы, которые помогают вывести на хорошую спортивную форму к дате старта. Следом идут те, которые помогают оптимально восстановиться и акклиматизироваться к самому старту. Это сложный процесс, который очень индивидуален и зависит от большого количества информации. Даже олимпийские сборные не всегда попадают на Олимпиаде в пик формы.


Куда ехать на спортивные сборы?

В первую очередь, сборы проводят там, где ничто — ни готовка, ни работа, ни друзья с семьей (это уже сложнее) — не мешают тренировкам и сну. Если тренировки проходят в помещении, и вы можете «спрятаться» от лишнего общения, можно остаться и дома. Однако психологически проще настроиться на тренировки, сменив обстановку. Да и команда, с которой вы отправитесь на сборы, может научить вас чему-то новому.

Бегуны едут в лето. Для сборных России есть два основных излюбленных места: Кисловодск и Иссык-Куль. Причина проста: климат и горы.

В Кисловодск едут больше за климатом, потому что высота 700 метров над уровнем моря в методике спортивных тренировок горами не считается. И с точки зрения развития результатов, лучше жить на 1200 м и тренироваться на 700 м, чем наоборот, потому что дольше находишься на высоте. А сухой климат Кисловодска даже температуру −7 делает довольно комфортной для бега.

Иссык-Куль находится значительно выше, но это значит не только увеличение гемоглобина в крови (переносит кислород в клетки и уносит из них углекислоту), но и несет значительно больше вероятности перетренировки и потери соревновательного сезона.

Опытные спортсмены и их тренера знают, что делают, поэтому тренировка на высоте сильно добавляет к их выносливости. Например, если на ответственном старта будет жара, сборы проводятся не в горах, а в жарком климате. Если будет влажно — в горах тоже должно быть влажно. Если климат и погода во время старта будет нормальная, все равно нужно прикинуть расход воды на соревнованиях и может быть сократить сборы, чтобы уровень гемоглобина не поднялся слишком сильно. После сборов можно сделать ряд тренировочных работ, чтобы отсрочить эффект от сборов.

Какой длины делать спортивные сборы?

В Европе приняты короткие сборы. Большинство любителей — это работающие люди, они не могут уехать надолго и не могут в рамках рабочей недели сделать сложные сдвоенные или строенные тренировки (это когда две или три тяжелых тренировки идут подряд и каждая следующая выполняется на уровне недовосстановления от предыдущей). Тогда они добавляют к обычным выходным два дополнительных дня и делают серию тренировок, а восстановление приходится уже на рабочую неделю.

В России приняты более длительные по времени сборы. Они состоят из нескольких нагрузочных блоков с восстановлением между ними.

Но длина сборов определяется не только вашим свободным временем. Она определяется возможностями вашего организма: сколько тренировок организм способен накапливать усталость без срывов в болезнь, перетренированность или травму. Именно поэтому даже элитные спортсмены стараются не делать сборы длиннее 3-х недель. Если нужны более долгие сборы, их делают сдвоенными с отдыхом в неделю-две между ними.

Если вы раньше на сборы не ездили, лучше обойтись для начала одной неделей, чтобы не перетренироваться.

Также длина сборов зависит от того, сколько времени должен длиться эффект от сборов.

Сколько длится эффект от спортивных сборов?

Есть простая формула, которая подойдет любому любителю: если делать сборы длительностью одну неделю, то неделю вы будете восстанавливаться, и еще неделю — бегать на эффекте от сборов. Конечно, на эту формулу влияют индивидуальные особенности, интенсивность сборов, необходимость акклиматизации, восстановление после сборов, но в целом она рабочая.

Какие тренировки делать на спортивных сборах?

Проще всего тренировки на сборе привязывать к стандартной рабочей неделе, разделив ее на две части. Дальше можно из стандартных циклов в три или четыре дня формировать сборы любой длительности.

Стандартный четырехдневный цикл:
1 день — интервальная тренировка
2 день — темповая тренировка
3 день — длительная тренировка
4 день — день отдыха

Стандартный трехдневный цикл:
1 день — интервальная тренировка или темповая тренировка
2 день — длительная тренировка
3 день — день отдыха

Содержание и длительность тренировок в каждый из дней не просто может, но и должна варьироваться. Можно бегать интервалы по 200 метров, а можно по 5000 метров. Темповая тренировка может быть, как в ровном темпе, так и в рваном, с набором высоты или без. Длительная тренировка может оказаться и двухчасовым кроссом и кросс-походом на шесть часов. Оптимальная нагрузка определяется тренером в зависимости от состояния и подготовки спортсмена.

Какого эффекта ожидать от сборов?

Сборы — это тренировки, правильное восстановление между ними и хороший сон — то, чего так часто не хватает спортсмену, чтобы показать хороший результат на соревнованиях. Если у вас есть хороший тренер или вы сами можете составить и корректировать тренировочный план, ожидайте от сборов такого же эффекта, как от месяца-двух тренировок в обычном режиме.

Анонс сборов с Лабораторией бега

Мы предлагаем:
Тренировки 1−2 раза в день, с профессиональным тренером.
Примерный план на день:
10:00 — Первая тренировка
12:00−17:00 — Обед, отдых
17:00 — Вторая тренировка

Индивидуальный план в зависимости от погодных условий, уровня подготовки, целей и задач каждого

Кросс-походы по живописным местам Кисловодска (г. Бештау, Медовые водопады, Малое и Большое седло и пр.)

Стоимость тренировочного процесса:
1 неделя — 10 000руб.
2 недели — 15 000 рублей.
Для участников бегового клуба Runlab особые условия.

Питание, проживание и билеты не входят в стоимость.

Сбор с Лабораторией бега — это отличная возможность подготовится к Московскому, Берлинскому, Чикагскому, Нью-Йоргскому марафонам, Осеннему грому, тейлам Crimea X-run, Grom Trail run и другим осенним соревнованиям.

Общее руководство подготовкой и проведением военно-полевых сборов осуществляет организационный комитет. Председатель комитета Новинский Денис Александрович.

К организации и проведению военно-полевых сборов привлекаются:

· Главное управление МЧС по Владимирской области (обеспечение противопожарной безопасности, обеспечение материально-технической поддержки);

· Отдел МВД России по Собинскому Владимирской области (охрана общественного порядка);

· ГУЗ ЦРБ Собинского района (медицинское обеспечение);

· члены Владимирского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско»;

· приглашенные лица.

  1. Ход соревнований.

Команды под руководством капитанов получают у старшего судьи маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения этапов сборов.

  1. Эстафета.

Паутина.

Мышеловка.

Лазанье по канату (3 участника).

Преодоление участка с наведенными переправами.

Пулевая стрельба.

  1. Лично-командные соревнования.

Сборка и разборка МГМ-АК.

Поднятие гири.

Метание ножей.

4. Метание гранат (пулеметные гнёзда).

Перетягивание каната.

Рукопашный бой.

Лазертак (командное сражение).

8. Подтягивание на перекладине (для девушек отжимание).

  1. Первый этап соревнований.
№ п/п Вид программы Количество участников Форма соревнований
Кросс по грунтовой дороге к месту основных соревнований. 10 человек командная
Спуск по канату. Переправа по навесным ремням. Подъем по покрышкам.(Овраг.) 10 человек командная
Преодоление участка пути с препятствиями в виде барьеров высотой 1,5-2 метра. 10 человек командная
Паутина. 10 человек командная
Переход по брусьям(0.5-1.5метра) 10 человек командная
Преодоление стены из покрышек. 10 человек командная
Мышеловка. 10 человек командная
Преодоление оврагов с бревном. 10 человек командная
Участок (яма, кусты, скрытые растяжки.) 10 человек
Лазанье по канату 3 человек командная
Пулевая стрельба. 10 человек командная
Перенос пострадавшего. Финиш. 10 человек командная
  1. 2 тур соревнований.
№ п/п Вид программы Количество участников Форма соревнований
Сборка и разборка МГМ-АК. 10 человек лично-командная
Поднятие гири. 3 человек лично-командная
Метание ножей. 10 человек командная
Метание гранат (пулеметные гнёзда) 10 человек командная
Перетягивание каната. 10 человек командная
Рукопашный бой. 2 человека лично
Лазертак. 10 человек командная
Подтягивание на перекладине (для девушек отжимание). 10 человек лично-командная

Эстафета.

Кросс по грунтовой дороге к месту основных соревнований(1026м).

Упражнение выполняется в составе команды. Зачет по последнему участнику команды.

Переправа через овраг.

Спуск по канату. Переправа по навесным ремням(на высоте от 1 метра до 2м по двум брускам натянуты ремни на расстояние 30-40см). Подъем по покрышкам.

Что еще почитать