Как написать тезисы к статье пример. Как правильно написать тезисы доклада на конференцию: виды, пример, правила и образец оформления. Главные секреты хороших тезисов

Некоторые полагают, что тезисы - это всего лишь список главных позиций работы, но это не так. Тезисы научной статьи - это фактически другая ее форма, самостоятельная статья, которая должна дать достаточное представление о проведенном исследовании. Под ними понимается логически связанные друг с другом положения статьи, доказательство которых приводится в самой публикации.

Цель написания тезисов заключается в том, чтобы обобщить материал, представленный в научной статье. Познакомившись с тезисами, читатель сделает вывод о целесообразности знакомства с самой статьей. Если вы неудачно представите статью в виде тезисов, то это может отпугнуть читателей от знакомства с интересными материалами, в то время как даже слабая по своему содержанию статья может вызывать значительный интерес благодаря грамотно составленным тезисам.

Структура тезисов

Тезисы имеют определенную структуру, придерживаясь которой можно четко изложить суть проблемы. Выделяют три основных части тезисов: преамбулу, основную часть и заключение. Преамбуле предшествует информация об авторе тезисов и их названии, которая оформляется в соответствии с требованиями конкретного издания.

Преамбула . Эта часть подразумевает ввод в проблему исследования, описание ее актуальности и цели исследования. Для распространенного явления используют традиционную формулировку, в то время как обращение к новому или редкому термину необходимо начать с его краткой характеристики.

Образец:

Игромания относится к числу важных проблем детей школьного возраста.

Кибербуллинг - это интернет-травля, которая достигла в мире угрожающих масштабов.

При формулировке актуальности и других элементов не переписывайте целые абзацы текста, который, возможно, присутствует в вашей статье. В тезисах вы должны привлечь внимание к проблеме, а не пытаться детально описать ее чудовищные размеры или последствия.

Основная часть . Здесь необходимо представить несколько основных положений работы, которые объединены проблемой исследования. Этой части тезисов нужно уделить особое внимание, так как они затрагивают суть исследования и должны быть представлены в достаточном объеме. В случае проведения количественного исследования необходимо кратко описать примененные методы, параметры выборки и основные результаты.

Вначале сформулируйте теоретические положения, на основании которых вы проводили исследования. В этом вам помогут формулировки:

Образец:

…(термин) представляет собой

Главное назначение (термин)… - это…

Для …(термин) характерны признаки…

Затем опишите конкретные результаты исследования, например с помощью конструкции: «в ходе исследования выявлено, что…».

При описании методов исследования можно отметить, по каким критериям были отобраны испытуемые, из скольких этапов состояло исследование, в какой форме оно проведено. Все это необходимо уложить в 1-2 предложения, в которых не будет излишних подробностей (место и условия проведения, состав групп и пр.) и незначительных слов.

Образец:

Исследование проведено с помощью методики (название методики): 30-и отобранным ученикам с высоким уровнем игровой зависимости были предложены вопросы авторской анкеты.

Заключение . Последние утверждения должны представлять собой некий вывод из всего приведенного до этого. В заключительной части нужно обобщить результаты исследования. Это может быть обобщение тех выводов, которые вы описали в предыдущей части. Вам помогут традиционные конструкции, подводящие читателя к финалу работы: «результаты исследования показывают…», «таким образом…» и пр.

Ошибки при составлении тезисов

  1. Распространенной ошибкой при составлении тезисов является отсутствие определенной структуры. Такой подход приводит к тому, что автор просто представляет в сжатом виде какую-то часть своего исследования, не обозначая его ключевые параметры, или выдергивает отдельные положения работы, никак не связывая их друг с другом.
  2. Второй ошибкой является чрезмерная преамбула. Авторы некоторых тезисов слишком много внимания уделяют формулировке актуальности темы или проблемы, не затрагивая собственно исследование. В то же время для научного мира интерес представляют в первую очередь именно результаты исследования.
  3. Третья ошибка связана с излишне сложными фразами. Некоторые авторы полагают, что избыток специальной терминологии продемонстрирует их образованность, компетентность в данной теме. Но не забывайте, что тезисы должны привлечь внимание аудитории к поднятой вами проблеме. Чем проще вы сформулируете тезисы, тем больше вероятности того, что вашу тему начнут обсуждать. При этом простота заключается не только в понятности предложений, но и в их краткости. Два коротких предложения всегда воспринимаются легче, чем длинная конструкция с деепричастными оборотами.
  4. Еще одна ошибка возникает из-за низкой содержательности тезисов. Казалось бы, при их формулировке должна возникнуть проблема, как все вместить в маленький объем (1-2 страницы). Однако встречается и обратное, когда человек не умеет выделить главное. Вместо лаконичных фраз, логически связанных друг с другом, он представляет целую ленту текста, лишенного необходимой точности и краткости.

Усовершенствование тезисов

Не каждый автор тратит время на улучшение своих тезисов, а зря. Именно в процессе коррекции ваша работа может стать более глубокой, точной и интересной для потенциальной аудитории. Люди с высоким самомнением часто думают, что они и так достаточно постарались, а их работа выше всяких похвал. Чтобы получить объективную оценку, предложите компетентным людям прочитать ваши тезисы и статью, к которой они были написаны. Вы наверняка получите несколько ценных замечаний, которые помогут вам увидеть собственную работу со стороны, удалить из нее лишнее и сделать более содержательными имеющиеся положения.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Есть термины, пришедшие в наш язык из древнегреческой логики и риторики. Их очень много и они довольно активно используются, но далеко не всегда сходу понятен их смысл.

Например, слово «тезис». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.

Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.

Определение тезиса - что это такое

Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение ». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.

В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение , у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисный план - как писать научные тезисы

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

  1. Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
  2. Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые вы ставите перед собой.
  5. Актуальность выбранной темы.
  6. Методы исследования.
  7. Основные положения работы ( , которые вы выдвигаете).
  8. Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
  9. Перспективы.

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)

Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.

Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло ». Тезис данной работы сформулируем так:

Ремесленников тысячи, творцов – единицы.

Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами . Для нашего примера это могут быть такие аргументы:

  1. Ремеслу можно научиться, а творцом нужно родиться.
  2. Ремесло обычно осваивают для заработка, искусством занимаются для души.
  3. Ремесло, которому отдаёшься с талантом и душой, становится искусством. Искусство, утратившее устремлённость к небу, называют ремеслом.

К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры . Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».

Например, в «Мастере и Маргарите » главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.

Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.

Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.

Пример тезиса по направлению доброта и жестокость

Сформулировать тезис по теме « » можно так :

Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.

Предлагаем следующие аргументы :

  1. появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
  2. Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
  3. природный дар, который даётся не каждому.

В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Пример тезиса по теме «Отцы и дети»

По направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:

Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.

Аргументы могут быть такими:

  1. Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
  2. Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
  3. Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.

Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.

Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.

В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.

С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.

Тезисы по направлению «Мечта и реальность»

Уместно начать с тезиса :

Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам :

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Подобрать примеры из литературы помогут персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказа А. П. Чехова «Ионыч», сказочной повести Э. -Т. Гофмана «Щелкунчик».

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов , которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Краткое резюме

Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.

Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение , личное открытие, которое вы готовы защищать.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое аргумент Доброта и жестокость - как написать итоговое сочинение (подбор аргументов, темы и пример работы) Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости Что такое гипотеза Полемика - это словесная война Что такое постулат - просто о сложном Что такое доброта, хорошо ли быть добрым и как им стать (7 шагов) Что такое диалектика и какие этапы развития она прошла - 3 закона диалектики в философии Гегеля Как писать сочинение - что это такое, план подготовки и пример сочинения-рассуждения на тему мечты Что такое гносеология

Материал основан на многолетних наблюдениях над работами, участвующими в конференции «Ломоносов», а также в других молодежных конференциях. В первую очередь рекомендации предназначены для филологов, но в целом могут быть полезны и юным ученым других специальностей – с поправкой на специфику специальности, разумеется.

Рекомендации предназначены для тех, кто впервые собирается выступать на научной конференции, и могут быть полезны тем, кто не очень хорошо понимает, что это такое и как с этим всем быть. Короче, тем, кому научник сказал «Надо», а как надо – вдаваться в подробности не стал.

Перед прочтением необходимо включить чувство юмора. Все совпадения случайны, а ситуации вымышлены. Всё, теперь можно читать)

Предуведомление : тезисы на конференциях – это не план курсовой работы и не список основных положений. Тезисы – это маленькая, но гордая и самодостаточная статья!

1. Тема

С чего начинается работа над тезисами и докладом? С выбора темы, разумеется. Во-первых, тема тезисов должна соответствовать тематике конференции и содержать что-то новое. Лучше не брать тему, на которую существует сотня исследований.

Во-вторых, она должна быть в меру узкой: вам предстоит делать доклад на 10-15 минут, и впихнуть в это время всю курсовую или диссертацию вряд ли получится. Докладчик обычно разрывается между стремлением изложить глобальные выводы и необходимостью приводить конкретные примеры. В плохих тезисах конкретные примеры либо отсутствуют, либо болтаются где-нибудь сбоку этаким бантиком. В хороших тезисах глобальные выводы делаются на основе анализа конкретных примеров. Изложение глобальных идей без конкретного анализа выглядит бездоказательным. Анализ материала без общей идеи выглядит школьным перечислением фактов.

Теперь самое сложное. Не уйти в сторону от темы и соблюсти логику ее развития.

2. Название

Не бойтесь конкретных и простых названий.

Не стоит пытаться впихнуть в название весь первый абзац своей работы. Если название длиннее двух строчек – в консерватории что-то нужно подправить.

Проще всего сформулировать название уже в самом конце работы над темой. Если тема выдержана и нет никаких отступлений от нее, это будет просто сделать.

3. Структура работы

Введение
Самое трудное – первое предложение работы (). В нем нужно ответить на простой вопрос: «Почему то, что я буду писать дальше, важно». Обычно пишут о том, что такая-то проблема важна, потому что о ней мало кто писал. Или писали очень многие известные ученые, но вы в ней увидели то, чего не видели они. Или применили известный метод на неизвестных текстах и получили значимые результаты. Значимые – то есть отличающиеся от обычных и способные повлиять на дальнейшее развитие гипотезы. Это называется «научная новизна». Работы без научной новизны являются рефератами . То есть если вы просто перечислили, какие бывают точки зрения на какую-то проблему у разных ученых – это плохо. Если вам удалось как-то их систематизировать, выделить закономерности, описать причины – уже лучше, есть элемент самостоятельной работы. Но такая работа всё равно проиграет работе, в которой есть самостоятельное исследование материала.

Если вы пишете об авторе или произведении, мало кому известном, в первом абзаце стоит дать краткую информацию: даты жизни, страна обитания, литературное направление, почему автор и поставленная вами проблема должны быть интересны читателю.

Не бойтесь обозначить во введении, что вы собираетесь делать: «в данной статье мы рассмотрим», «наша работа посвящена» и т.д. Это очень хорошие и удобные обороты. Кстати, они помогают четко задать тему работы: раз уж пообещали – придется выполнять.

Если в работе меньше 10 000 знаков, введение не должно превышать 1 абзаца и не должно содержать пересказ всех работ, когда-либо написанных на вашу тему. Плохое введение – то, которое занимает две трети всего текста и содержит общие слова о важности той конкретной науки, которой вы занимаетесь. Короче, введение должно быть четким, конкретным и маленьким. Те, кто будет читать или слушать вашу работу, сами знают о важности той науки, которой вы занимаетесь: они занимаются ей же. А «лирика» противоречит жанру научной статьи.

Текст работы должен быть четко структурирован, положения – подкреплены примерами, примеры – их анализом. Не злоупотребляйте примерами: на каждое положение достаточно 1-2.

Рассуждение должно быть логичным. Нельзя перескакивать с темы на тему, лирические отступления недопустимы.

Заключение должно суммировать выводы, сделанные на основании анализа примеров. Или отвечать на вопрос «Почему это всё важно». Иногда говорят, что заключение – это введение, написанное другими словами и в прошедшем времени (то есть «В нашей работе мы рассмотрим…» – «Таким образом, мы рассмотрели… доказали… обосновали… проанализировали… и т.д. »). Но лучше уж такое заключение, чем никакого. В заключении не должно быть новых положений или примеров: оно подводит итог уже написанной работе.

Не надо писать названия разделов “Введение” и “Заключение” в самом тексте: это ж не монография, в работе на 2 странички такая структура выглядит смешно.

4. Оформление работы

Главное правило здесь – четко соблюдать требования оргкомитета. Вы удивитесь, но если оргкомитет просит вас оформить текст 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом, эти странные люди действительно хотят, чтобы текст, присланный вами, был оформлен 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом! Да-да, и поля должны быть не 0,5 см, а 1,5, 2 или 3! И да, они действительно за этим следят! Потому что эти странные люди готовят потом макет, и им проще отказать неправильно оформленным тезисам, чем возиться с их переоформлением.

Тезисы, оформленные по правилам, – это не только требования хорошего тона. Это первый показатель того, что начинающий исследователь умеет читать и правильно осмыслять информацию. О каких научных изысканиях можно говорить с человеком, который оказался не способен правильно понять фразу «сноски не допускаются» или «объем – не более 7 страниц»? Такая работа должна быть отклонена.

Текст должен быть написан грамотно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Печально, что приходится говорить об этом отдельно.

Кстати, слово «вуз» пишется МАЛЕНЬКИМИ буквами (см. любой справочник Розенталя, параграф 27, п. 3-б). В названии вуза только первая буква – заглавная: Московский государственный университет. И по этой модели пишется название любого вуза (Розенталь, параграф 22, п. 6), независимо от того, что думает администрация вуза или создатели вузовских сайтов. Не надо сокращать названия своих вузов (СГУ – Саратовский? Самарский? Ставропольский? Стерлитамакский? Соловецкий? Соликамский? Самый-самый?..). Не надо писать “официальное” название: ГОУ ВПО ППКС АБВГД “Парижская академия садоводства” выглядит странно.

Опасный момент оформления – схемы и картинки, нарисованные в Ворде. При макетировании они едут во все стороны, поэтому лучше ими не злоупотреблять. Равно как и таблицами, которые могут в макете выглядеть совсем не так, как в вашем тексте. Кстати, таблица не должна занимать больше трети всего текста.

Прописная истина: у всех цитат должен быть указан источник. Источник цитаты обязательно включает номер той страницы той книги, откуда она взята.

Текст, процитированный без кавычек и ссылок, является украденным текстом. То есть это плагиат.

Википедия не является научным источником! Это значит: не надо использовать ее как ЛЭС или научную монографию. И ссылаться на нее как на научный источник нельзя.

5. Библиография

Важный элемент любой работы – библиография или список литературы.

Кажется, что это всё очень сложно. На самом деле, обычно достаточно внимательно прочитать требования. Пункт об оформлении библиографии там непременно содержится и часто именно он – самый пространный и подробный. Единой модели оформления библиографии нет, поэтому следует придерживаться предложенного оргкомитетом. Хотят они название курсивом, автора – жирным шрифтом и тире между каждым пунктом – да пожалуйста. Не хотят – не надо.

Не надо злоупотреблять библиографией. В тезисах стоит приводить в библиографии только те работы, которые непосредственно цитируются в тексте. В противном случае вы рискуете написать после своих тезисов длинный список “вообще важных” научных трудов, который оргкомитет безжалостно вырежет. Или оргкомитет, забив на сопоставление трехстраничного списка литературы с двухстраничным текстом самой работы, просто вырежет ваши тезисы из сборника…

Если объем тезисов – 2 страницы, то библиография не должна занимать даже половину страницы (да, есть научные традиции, где это норма, но мы говорим о среднестатистической работе для среднестатистической студенческой конференции). Если вы захотите перечислить все работы, написанные по вашей теме, места на собственную работу у вас не останется. Поэтому ограничьтесь 1-2 самыми важными. В принципе, в тезисах на 2 страницы библиография не должна превышать 5 пунктов.

Ну и последнее: некрасиво, когда из 5 пунктов библиографии 4 – ссылки на ваши же предыдущие работы .

5. Соотношение доклада и тезисов

Тезисы – это маленькая статья, которая разворачивается в доклад. Время доклада ограничено 10-15 минутами, а объем тезисов – обычно примерно двумя страницами Ворда. Доклад может быть чуть подробнее тезисов, может содержать больше примеров, чуть больше теоретического материала, но не стоит намного расширять текст, иначе вы не уложитесь в регламент.

Регламент необходимо строго соблюдать: это правило хорошего тона. Только очень невоспитанные люди превышают регламент.

Примеры, особенно если их много и они детально анализируются, стоит выделить в раздаточный материал («хендаут»). Это сэкономит вам время: вместо их зачитывания можно будет просто ткнуть пальцем в листочек.

Презентации должны быть уместными. Не нужно делать презентацию, которая будет состоять из текста вашего доклада. Это, конечно, красиво и впечатляет: вы нажимаете на кнопку, и тот текст, который вы только что произнесли, с переливами и всякими эффектами меняется на текст того абзаца, который вы только будете читать. Но ваши слушатели умеют воспринимать текст на слух. Презентации оправданы только в том случае, если работа построена на использовании визуальных материалов: фильмов, картин, картинок, интернет-сайтов, компьютерных программ. Во всех остальных случаях хендауты удобнее: они позволяют дать на руки зрителям все данные, тексты, примеры, таблицы, графики и диаграммы. В презентации они задерживаются на экране на 5-7 секунд, поэтому их нельзя вдумчиво проанализировать и сопоставить.

Бумажные хендауты также застрахованы от технических проблем. Им всегда хватает шнура до розетки, у них не бывает проблем с кодировкой, шрифтами, они читаются со всех флешек, дисков и дискет… Короче, хендауты надежнее и удобнее. Правда, мигать красиво при смене страниц не умеют. Но это не так уж и страшно.

Доклад лучше, конечно, рассказывать, а не зачитывать. Монотонное чтение очень быстро утомляет слушателей. Другой крайностью является «взгляд и нечто» – лирическое отступление на околонаучную тему, в котором нельзя выловить структуры и смысла.

Начинающему докладчику, конечно, проще делать доклад, зачитывая его по распечатке. Однако после третьего-четвертого выступления следует научиться отрываться от нее и стараться рассказывать, а не зачитывать.

Очень хорошо помогает в этом подготовка плана доклада и рассказ по нему дома пойманной в угол маме, кошке или младшей сестренке. В плане должны быть даны в удобной вам форме основные положения, выписаны все даты и нужные цитаты. План-конспект позволит, с одной стороны, не зачитывать по бумажке текст. С другой стороны, он не позволит потерять порядок мыслей и положений.

Обязательно потренируйтесь перед докладом с каким-нибудь слушателем и часами. Со временем вы научитесь определять, сколько именно времени уходит на определенный объем текста, но сперва лучше порепетировать с таймером на мобильнике. Потому что превышать регламент некрасиво, а чтение в жанре «пулемет Максим приветствует белогвардейскую атаку» утомляет слушателей и не позволяет им оценить все достоинства вашего прекрасного доклада.

6. Вопросы и обсуждение

Обсуждение – важнейшая часть научной работы. Поэтому необходимо с самого начала учиться отвечать на вопросы, а также задавать их. Цель вопросов – вовсе не завалить и унизить докладчика, как бывает на школьных конференциях («Какой вклад в науку вы внесли вашим выступлением? А вы читали малоизвестного китайского философа Сунь Фунь Чая? Нет? Так что после этого вы можете знать о русских березках?!! А процитируйте седьмую строфу пятой главы «Евгения Онегина»!»).

В научном сообществе интересное обсуждение и важные вопросы – показатель удачного доклада. Именно обсуждение способно дать важнейший толчок для научного развития молодого ученого.

Учитесь видеть суть чужих докладов, анализируйте их структуру, композицию, отмечайте удачные моменты – это поможет вам научиться выступать самим. Во время подготовки доклада продумывайте возможные вопросы – о чем вас захотят спросить? Что может потребовать дальнейшего обсуждения? Что, скорее всего, покажется непонятным? Где слабые места в ваших рассуждениях? Не пугайтесь вопросов: рассматривайте их как повод побольше рассказать о своей работе.

Помните, что слушающие – тоже люди. Если вас спрашивают о том, о чем вы уже говорили, не стесняйтесь повторить: возможно, ваш коллега просто отвлекся и прослушал, например, именно те два предложения, в которых вы описывали, как именно вы употребляете термин «концепт». Если вопрос непонятен – не стесняйтесь переспросить.

Задавая вопрос, руководствуйтесь единственным правилом: не надо выпендриваться. Спрашивайте только то, что вам действительно показалось интересным. Однако не стоит уходить в частности: не спрашивайте о том, что будет интересно только вам и докладчику. Это можно обсудить в кулуарах.

Кроме прямых вопросов, допускаются реплики: если при слушании доклада у вас возникла мысль, которая, как вам кажется, может натолкнуть докладчика на какие-то интересные выводы, не стесняйтесь ее озвучить.

Кстати, вопросы задают и пришедшие в голову мысли озвучивают после доклада, а не во время его, и докладчику, а не соседке.

Будьте благожелательны и корректны. Если дискуссия дала докладчику какие-то новые мысли, как-то способствовала его дальнейшему научному развитию – значит, конференция для него прошла не зря. И это всегда приятно.

7. О научной этике

Только неудачник делает один доклад дважды на разных конференциях . Дважды один доклад делать нельзя. И трижды тоже нельзя. Да-да, и четырежды. Начинающие авторы, написавшие всего один текст, одобренный научным руководителем, почему-то забывают об этом правиле научного сообщества и начинают рассылать свои тезисы по всем возможным конференциям. Впрочем, студентам это обычно прощают, но в списке публикаций 3 статьи с одинаковым названием и почти одинакового объема сразу показывают коллегам: вы имеете дело с неудачником, который забывает, что количество научных публикаций должно подкрепляться их качеством.

Кроме того, в случае, если оргкомитет узнает о статьях-дублях до публикации, он имеет полное право снять работу.

Впрочем, на одну и ту же тему можно сделать разные доклады – но разве не скучно писать об одном и том же два раза разными словами, строго следя, чтобы тексты не совпадали?

На большинстве конференций не приветствуют два доклада от одного автора, даже если они – на разные темы. Причина простая: хорошо подготовить и прочитать доклад сложно. Если же студент-третьекурсник заявляет сразу 2, а то и 3 доклада, сразу возникает вопрос об их качестве. Зачем делать 2 плохих доклада, если можно сделать 1 хороший?

Отдельная проблема – соавторы. В филологии соавторство не особо распространено. У редкой работы бывает 2 соавтора, еще реже встречаются работы, где соавторов больше двух. Если это, конечно, не серьезная научная монография, но мы-то говорим о тезисах.

Запомните: соавторство студента и научного руководителя чаще всего выглядит смешно и унизительно для научного руководителя. Потому что если текст писал научник, то зачем ему было приписывать к себе студента? А если студент – ну, с научником, который такое позволил, тоже тогда всё понятно. Функция научного руководителя заключается именно в руководстве, но никак не в соавторстве любой работы, написанной его студентом. Случаи равноправного научного партнерства студента и его научного руководителя, которое могло бы считаться соавторством, встречаются крайне редко.

Выводы

Научные конференции – это замечательный праздник науки. Именно на конференциях молодой ученый (студент, аспирант, молодой кандидат наук) получает возможность предъявить научному сообществу результаты своей работы. Именно на конференциях студенты и аспиранты учатся говорить на равных с профессорами и академиками, оттачивают мастерство публичных выступлений. В первый раз это всегда страшно. Очень страшно. И любой профессор до сих пор наверняка помнит, как тряслись коленки, когда он шел к доске, сжимая в руках листочки своего первого научного доклада…

Не бойтесь. У вас всё получится.

P.S. В процессе подготовки материала ни один чайник не пострадал)))

Небольшое видео о структуре научной статьи:

Видео о подготовке выступления на конференции:

Смотрите также другие статьи

Готовите ли вы небольшое эссе или целую докторскую диссертацию, вероятно, самой трудной частью работы будет подготовка тезисов. И данная статья создана как раз для того, чтобы помочь вам в этом нелегком деле.

Шаги

Правильный выбор тезисных заявлений

    Сначала задайте себе вопрос, а ответ на него сделайте тезисом. Вне зависимости от того, насколько сложна рассматриваемая вами тема, практически любые тезисы можно представить в виде ответов на определенные вопросы.

    • Вопрос: "Каковы плюсы использования компьютерной техники в кабинете 4-го класса школы?"
      • Тезис: "Компьютеры позволяют четвероклассникам на самом раннем этапе приступить к получению технологических и научных знаний".
    • Вопрос: "Почему река Миссисипи играет такую важную роль в книге Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна "?"
      • Тезис: "Река одновременно символизирует и разделение, и прогресс, так как она разделяет собой персонажей и местность, но при этом дает наилучший шанс Геку и Джиму ближе познакомиться друг с другом".
    • Вопрос: "Почему людей так раздражают веганы, феминистки и прочие "морально ориентированные" группы населения?"
      • Тезис: "Проведя тщательное социологическое исследование, мы выяснили, что людям кажется, что представители "морально ориентированных" групп смотрят на окружающих свысока, как на людей "второго сорта", а это фактически провоцирует гнев и конфликты на пустом месте".
  1. Подстройте свои тезисы под тип документа, который вы пишете. Не все эссе пишутся с целью убеждения или обучения. Понимание цели написания документа поможет вам подобрать для него наилучший вариант тезисов.

    Чтобы тезисы казались более мощными, выражайте ими четкую позицию. Вы должны в деталях обращаться к одному конкретному вопросу , чтобы все ваши заявления могли быть обоснованы содержимым подготавливаемого документа. Рассмотрите нижеуказанные примеры.

    Найдите такие аргументы, о которых вы никогда не слышали ранее. Лучшие тезисы позволяют найти новый необычный способ взглянуть на рассматриваемую тему. Они получаются свежими и динамичными, что делает и само эссе свежим и динамичным.

    • "После того, как вы в третий или четвертый раз сталкиваетесь с тем, что Гек Финн занимается самобичеванием, приходит понимание того, что, по сути, он – первый литературный персонаж, являющийся отъявленным садомазохистом".
    • "Появление интернет-технологий во многом лишило смысла законы об авторском праве – каждый может и должен иметь возможность бесплатно читать книги, смотреть фильмы, изучать произведения искусства и скачивать музыку бесплатно".
    • "Последние исследования показывают, что Америке нужно избавиться (при этом быстро) от двухпартийной политической системы, несмотря на то, что она неплохо послужила стране за последние пару столетий".
  2. Убедитесь в том, что ваши тезисы доказуемы. Не придумывайте тезис, чтобы только потом проверить его обоснованность. Тезис – это конечная точка проведенного вами исследования, а не его начало. Вам необходимы такие тезисы, которые вы можете подкрепить доказательствами.

    • Ниже приведены примеры хороших тезисов.
      • "Признанием наличия невозможных противоречий, их рассмотрением и последующей постановкой под сомнение Блейк рождает собственную веру и постепенно укрепляет ее. В конечном счете, единственно возможный способ обрести веру в его стихах – это временно потерять ее".
      • "Согласно его хорошо задокументированным философским взглядам, экзистенциальное общество, не имеющее понятия о прошлом или будущем, обречено на стагнацию".
      • "При прочтении “Оды к соловью” сквозь призму современного деконструктивизма, можно обратить внимание, что Китс рассматривал поэзию как некую изменчивую субъективную, а не жесткую литературную форму".
    • Далее приведены примеры плохих тезисов.
      • "Американскую революцию выиграли не те люди". Несмотря на то, что данный тезис выглядит необычным и уникальным, будет очень трудно доказать, кто был "прав", а кто – "виноват", поэтому рассматриваемое утверждение крайне субъективно.
      • "Теория генетической наследственности – ограничительная теория для любых человеческих отношений". Фраза звучит слишком сложно и пафосно. А взятый масштаб "любых человеческих отношений" слишком широк.
      • "Роман Пола Хардинга, в конечном счете, является криком о помощи от автора, явно находящегося в депрессии". Так как у вас лично не было шанса досконально расспросить обо всем автора, как не существует и других прижизненных источников с такой информацией, вы не сможете доказать, что здесь можно считать фактом, а что – домыслом".
  3. Ограничьте тезисные заявления одним или двумя предложениями. Тезисы должны четко и по существу излагать главную мысль, это поможет читателю понять тему и ход ее изложения в документе , а также ваше отношение к ней.

Секреты подготовки идеальных тезисов

    Выберите для себя тему, которая вас интересует. Это первый шаг в подготовке документа и тезисов к нему, так как все содержимое вашей работы будет опираться на выбранную вами тему. К сожалению, этот шаг придется опустить, если у вас нет возможности самостоятельно выбирать тему.

    Всесторонне изучите тему. Цель данного шага состоит в том, чтобы выбрать конкретный узкий аспект темы, который вы будете в состоянии обсудить. Например, можно выбрать в качестве темы компьютеры. Компьютеры можно рассмотреть с точки зрения их аппаратного содержимого, программного обеспечения и программирования. Однако столь обширные направления вряд ли станут основой подготовки хороших тезисов. Тогда как нечто более узкое, вроде влияния Стива Джобса на современную компьютерную индустрию, позволит вам обрести гораздо более четкий фокус работы над документом.

Не во всех школах обучают столь нужному и важному навыку, как составление тезисов. Часто одним текстом, с которым ученики выступают перед одноклассниками, становится реферат – освещение положений в мире науке в соответствии с определенной темой.

Но после окончания школы ученики превращаются в студентов. И в этот раз научный руководитель говорит, что нужно составить тезисы к курсовой работе или для конференции. Но при этом он не уточняет о том, как именно написать эти тезисы. Он полагает, что эти знания должны быть еще со школьной скамьи или должны быть у нас априори. Но научиться этому можно, это не так сложно. 2-3 страницы тезисов не просто рисуют портрет исследователя, но и являются основой успешного текста.

Тезисы и как они пишутся

Одни студенты считают, что это краткий обзор курсовой или научной статьи. Другие – что это записанный материал конференции или обычный список базовых пунктов. Все они и верны, и заблуждаются.

Тезисы – не большая, но полноценная статья. В нее входят главные положения научной статьи/диссертации. Тем не менее она пишется ясным и конкретным языком, это краткая выжимка из всей огромной работы. Разумеется, существуют определенные правила по написанию тезисов к разнообразным видам научной деятельности, но, по сути, их цель едина – ознакомить читателя с содержанием работы, пояснить, в чем заключается ее актуальность и уникальность, какие вопросы решаете и какая у вас доказательная основа. Кроме этого, такая статья должна строиться логически, чтобы слушающие, понимали то, что вы хотите им донести.

У слова «тезис» есть несколько значений. Но, как правило, чаще всего его применяют к науке.

В мире науки тезисы представленных работ, постоянно печатают в инфо бюллетенях. Их роль для научных сотрудников огромна: подобная печать учитывается при соискании следующего научного звания.

Но тезисами пользуются не только в науке. Если взять тезисы как интернет-продукт, то необходимы для обзора основной темы сайта или его окна. Помимо этого, заказчики зачастую предлагают небольшие утверждения, которые копирайтер обязан расширить. Как видите – столь короткое слово содержит множество различных смыслов.

Строим тезисы – выбираем тему

Это 2-3 страницы печатного текста, который написан «12 тиглем» в вордовском документе (до десяти минут неспешного прочтения). На доклад, как правило, отводят около 15 минут, поэтому есть возможность сказать про то, что не получилось внести в выжимки. У данной статьи должна быть четко построена. Тема – первый шаг к составлению тезисной статьи. Она должна быть конкретной и прямо относится к смыслу статьи. Кроме этого, она должна подходить и к теме самого мероприятия Она обязательно должна включать уникальность. На тему отводится не больше 1,5 строк. Есть 2 подхода к составлению тезисов:

1) выбрать тему, которую хочется исследовать, и, основываясь на ней, писать маленькую статью;

2) сначала написать тезисы, а потом придумать заглавие.

Можно делать так, как удобно и нравится вам. Это сугубо индивидуально. Однако у студентов очень часто нет такой возможности, потому что тему, в основном, им дает руководитель.

Вступление

Актуальность. В этой маленькой по объему статье не должно быть никакой лирики. Уже первая строка текста должна нести ценные информационные данные. Все должно быть строго по теме. Первое предложение очень важное, и должно отвечать в одно время на 2 вопроса: «О чем я пишу?» и «Почему это важно?» . Благодаря такому вступлению слушатели/читатели узнают, что есть актуального в вашей работе, или же это обычный реферат, который перечисляет давно известные факты. Докладчики, которые неоднократно выступали, начинают тезисную статью с определенных клише. Как правило, вступление не занимает больше одного абзаца.

Основа текста

Примеры и аргументы. Неопытный выступающий обычно хочет, и привести примеры для подтверждения своих исследований, и сказать глубокие выводы. В этом моменте очень важно правило «золотой середины». Обычный перечень фактов будет бессмысленным, а не аргументированные выводы будут выглядеть громкими утверждениями. Для написания отличного текста поможет структурированная логика. Есть несколько способов для правильного написания тезисов. Самая известная, и часто используемая – анализ логики хода мысли. Как и почему у вас получились такие выводы? Из чего вы исходили? Как происходил их анализ? Не страшно, если поначалу вы будете расписывать ход мыслей пунктами. Исходя из них, вам гораздо проще будет составить презентацию и подготовить раздаточный материал. Но непосредственно пункты, лучше изложить живым языком, а не фиксированным. Что касается примеров, то их нужно не более двух для подтверждения каждого пункта.

Заключение

Это итог всего ранее сказанного. В нем повторяется вступление, но перефразированное в прошедшее время. «Итак, мы обосновали…» — самая известная фраза заключения. Не будет лишним снова напомнить слушателям/читателям об актуальности работы. Выводы должны быть категоричными. Упоминать весь список литературы, который вы использовали очень глупо. Вполне хватит назвать 4-5 работ, которые вы использовали или, которые очень авторитетны в какой-то области.

Как оформлять тезисы

Организационный комитет конференции определяет основные требования по оформлению тезисов, и доводит их к сведению возможных участников. Их выполнение строго обязательно, поскольку малейшее нарушение ведет к большим затратам по составлению сборника тезисов докладов, и это может стать причиной для отказа организационного комитета.

Как правило, их объем составляет 1-2 страницы машинного текста. Но ведущую роль играет заголовок, фамилии авторов и названия организаций.

Доклады на конференции

На таких мероприятиях участникам заранее рекомендуют составить тезисы. Иногда их публикуют в сборниках. Несмотря на то, будут ли текст печатать, он имеет свою специфику. Этот текст должен быть, как можно более сжат – потому что в этом случае, у докладчика есть время на раскрытие темы. Зачастую тезисами для конференции ограничиваются одной страницей, иногда двумя. Это необходимо для того, чтобы подготовить читателя к вашему докладу, вести его в курс дела. Нужно быть готовым, что после выступления вам будут задавать вопросы. Поэтому следует заранее подумать о слабых местах в аргументах, чтобы быть готовым к неожиданным вопросам. Доклад, разумеется, должен быть шире и глубже, чем тезисы. В противном случае нет никакого смысла в вашем выступлении, так как аудитория и так держит в руках то, о чем вы сказали кратко. Но и превышать отведенное время это признак дурного тона. Подготовьте речь и тренируйтесь – на нее должно уйти до 15 минут.

Помните!

Тезисы должны быть составлены логически. Их аргументированность иногда подают в основной части текста. Они должны отражать суть огромного исследования, но не пересказывать его. Нет необходимости писать всю работу снова, но и вырывать некоторые фразы из контекста тоже не нужно. Прежде чем приступать к их написанию, полностью разберитесь в проблеме, которую вы исследуете. От иных текстов они отличаются своим лаконичным объемом.

Существуют тезисы 2-х видов:

— первые пишут к чужой работе;

— вторые – к своей.

Тезисы обязательно должны писаться короткими, но очень емкими. Положения обязательно аргументировать. Аргументы могут приводиться в устной форме, или они присутствуют в тексте.

В них должна отсутствовать эмоциональная оценка. Это должен быть строгий текст научного стиля, но при всем этом ясный. Любая аудитория должна иметь возможность вникнуть в сущность проблемы и принять участие в ее решении.

Если у вас нет опыта в составлении тезисов, и вы не знаете с чего начать, обратитесь за помощью к научному руководителю, не бойтесь этого. Важно с самого начала вникнуть в суть работы, и не терять даром времени. Написать тезисы не сложно, если вы хорошо разобрались в теме и проблеме своей работы, действительно исследовали ее, а не ознакомились поверхностно. Если это так, то ваши тезисы дадут полный объем информации о работе, и к вам не возникнет множества лишних вопросов. Поэтому работайте над этим с самого начала, важно набить руку, и в дальнейшем никаких трудностей не будет возникать. Пробуйте писать тезисы не только к научным работам, но и к художественным текстам.

Что еще почитать